Любить вообще нет смысла»

В январский Воронеж с гитарой и с концертом заскакивала удивительная певица из Казани Екатерина Болдырева. Мастер многих музыкальных жанров и исследователь человеческих душ, она сначала спела, а потом рассказала о любви, гендерном неравенстве и о том, почему тем, кто любит, надо просыпаться вместе. Книжный клуб «Петровский» аплодировал стоя.

Мы хотели поговорить с Вами о музыке. Но услышав на концерте много песен об отношениях мужчин и женщин, посчитали, что о музыке – как-то банально. И решили поговорить о еще более банальном: о любви.

– О-да, вы правы…

– Что для Вас любовь, как для человека, исписавшего на эту тему сотни тетрадок?

– Для меня любовь – это все, что создано вокруг. Потому что создать без любви невозможно: получится уродство. Знаете, не так давно ученые доказали существование творца. Они создали из биологических материалов живую клетку, точь-в-точь похожую на природную. Но как запустить ее в жизнь, так никто и не знает. Нужна какая-то сила, энергия, которая всем движет. Для меня это и есть любовь. Если говорить о моей женской любви, то тут все просто: это страсть. Это то, что диктуется природой, и над чем мы не властны.

– Какой цвет у любви, на Ваш взгляд?

– А какой калибр у ваших пуль? Подходящий калибр (смеется). Ослепительно белый, наверное, сочетающий в себе всю палитру цвета. Я очень люблю оттенки этого чувства, их игру. Мне нравится определять степень отношений людей, кто они друг другу, какая у них любовь. И поэтому у меня много героев, от имени которых я говорю в своих стихах.

– Вы, должно быть, хороший психолог.

– Чтобы писать о любви, вовсе не обязательно быть психологом. Думаю, главное, чтобы все было нормально с гормональным фоном – этого вполне достаточно.

– К вопросу о гормональном фоне. Что делать, когда любовь уходит?

– Отпустить, что же еще. Если был бы рецепт, как избавить от нее того человека, к которому была любовь да ушла, то я бы за него отдала половину своей души. Потому что тот человек начинает цепляться за прошлое. И это больно. Увы, мы всегда хватаемся за упущенные возможности.

– Может быть, есть смысл любить через боль?

– Любить вообще нет смысла. Любовь и смысл… (морщится). Вы знаете, можно во всем найти смысл, и этот смысл будет любовь. Но искать смысл в любви – безнравственно и абсурдно. Это же страсть, чувство.

– То есть, по-вашему, лучше пусть сердце «победит» голову, чем не наоборот?

– Мне кажется, для каждого возраста – свой кошмар. Потому что когда в 14 лет побеждает сердце, это нормально. А когда в 50, стоит задуматься. Но я всегда за сердце. Если, например, выбирать между «высоковольтными» отношениями и спокойными, я выберу первые. Мне интересно, когда все – тыдыщ! Хотя спокойные иногда тоже хороши: ненавижу скандалы, упреки и ревность. Меня напрягает та опустошенность, которая возникает после эмоциональных вспышек.

– Разве эмоции не являются предметом для поэтического вдохновения?

– Если говорить о лирике и о том, как она сочиняется, то это всегда происходит от дефицита чувств. Когда рядом нету тех, кто тебе нужен, или когда сомневаешься в чем-то. А когда всего сполна, тогда и не до песен.

– Да, в Вашей песне «Межгород» это хорошо чувствуется. Кстати, перед тем, как ее исполнить, Вы сказали, что «не приведи судьба полюбить человека из другого города». Это значит, что Вы не верите в любовь на расстоянии?

– Я люблю человека из другого города, как я могу в это не верить? Просто междугородняя любовь – это тяжело. Когда оба работают, у обоих – друзья, земля, и ни он ее, ни она его подолгу не видит. А если любишь, то просыпаться надо вместе. Иначе смысл теряется.

– Вы согласны с изречением своего любимого поэта А. С. Пушкина: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей»?

– И да, и нет. Мужчины хитры: они оказывают тебе знак внимания, потом другой и третий. А когда затем ловят твой взгляд, ожидающий четвертого и пятого, тут же начитают уходить в философию Пушкина. Но, с другой стороны, если бы не было первого знака, малейшей искорки, то, соответственно, никакого «нравимся мы ей» тоже бы не было. Хотя, мы же не знаем точно, что сам поэт вкладывал в эти строки. У Пушкина ведь столько было оттенков «люблю»! «Люблю, Полина, как я вас люблю…» или «Вставай, красавица, проснись…». У него было много разных «любовий», и я это очень понимаю. Я когда смотрела фильм «О чем говорят мужчины», то подумала, что Пушкин мог бы тоже поржать над ним. Ну а что? Помните эпизод про супружескую измену? О том, что мелкие измены – как любовь к колбасе. Жена застает мужа ночью на кухне с колбасой: «И давно это у вас? И ты все это время лгал мне?» И сразу смешно, и все понятно, и Пушкину все прощаешь. Ну, если такое большое сердце у человека, что же ему – довольствоваться Гончаровой, этой холодной богиней?

– Может ли такое же большое сердце быть и у женщины?

– Наша мораль не позволяет. Наше общество так устроено, что он – Дон Жуан, а она – шлюха. Поэтому нельзя.

– А что еще нельзя в любви?

– Очень мало нельзя, в основном все можно.

– Хорошо, а что тогда нужно?

– Нужно прощать.

 

Евгений Крамченко