Профессии будущего

Будущее за профессиями, которые предполагают сочетание отраслевых знаний, современных технологий, гибких компетенций. Алёна Владимирская, основатель сервиса поиска работы «Антирабство» и кадрового агентства PRUFFI, рассказала нам о том, каковы современные требования к специалистам и как руководителю собрать сильную команду.

О ПЕРСПЕКТИВАХ

Давать конкретный список профессий (и тем более их рейтинг) с моей стороны было бы ошибкой. Правильно — давать варианты и выбор, поэтому мы всегда говорим не о профессиях, а об отраслях. Так, на данный момент наиболее перспективны развивающиеся отрасли (они будут процветать через пару-тройку лет) — это IT, агро, онлайн-ритейл, медицина, а также все проекты, которые находятся на стыке отраслевого знания и технологий, например, биотех, финтех, лигалтех. Точно можно сказать, что не перспективны те профессии, которые могут быть автоматизированы. Если вашу работу можно разложить на отдельные задачи и каждую из них последовательно решить с помощью роботов или информационных систем, то, увы, очень скоро это будет сделано.

О СПЕЦИАЛИСТАХ

Работодателям сегодня в первую очередь требуются узкие специалисты в области IT, фармакологии, агросектора. Речь и о трудовых профессиях, и о позициях высокого, руководящего уровня. Универсальность постепенно уходит на второй план, сейчас востребована узкая специализация, причём углублять знания нужно регулярно. Соответственно, основные требования к нынешнему «работнику мечты» — это готовность постоянно актуализировать свои знания, не костенеть в том, что работало из года в год. Важно искать новые пути, ведь новые решения появляются ежегодно.

В настоящее время мы наконец-то входим в период, когда быть гуманитарием больше не стыдно. Сейчас одинаково востребованы и те, и другие. Единственный момент — творческие профессии даже в большей степени, чем технические (хотя мы и привыкли думать, что это путь программистов), сейчас уходят в сторону фриланса.

О РУКОВОДИТЕЛЯХ

Руководитель должен в первую очередь обладать большим опытом, понимать, что делает и зачем, а также как его решение может отразиться на бизнесе в целом. Помимо опыта, хорошего руководителя отличает умение собрать команду, а затем правильно мотивировать сотрудников. Видеть цели и знать, какие шаги приведут к их достижению. Наконец, в последние годы очень важны такие навыки, как антикризисное управление и умение вести переговоры. Но самое главное — владельцам бизнеса, если они хотят быть успешны, стоит ориентироваться на потребности покупателя, клиента. Бизнес «для себя» сейчас заведомо обречен на неудачу, поэтому игнорировать потребности клиентов и обратную связь — серьёзная ошибка. Также важно уметь оценивать конкурентов, анализировать каждый шаг, но не бояться совершить промах и строить достижимые стратегии — сейчас не время для игры ва-банк и рисков.

О СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Сегодня 80% населения мира пользуется интернетом. В социальных сетях, как бы мы к ним ни относились, объективно сосредоточена огромная часть жизни. Там клиенты, потенциальные партнеры, сотрудники, идеи, предложения, решения, советы, рекомендации… Список можно продолжать бесконечно. Если вы занимаетесь нетворкингом — в том числе оффлайн, знакомясь на конференциях и уже после добавляя людей в свои онлайн-контакты, — очень велика вероятность, что среди всех этих знакомств в какой-то момент окажутся именно те люди, которые вам нужны. Которые посоветуют ценного сотрудника, поделятся контактами. Что это даёт бизнесу? Ответ очевиден — рост. Умение быть мобильным, находить возможности для развития, в том числе через социальные сети, — одно из правил успеха на современном рынке. Что касается советов с моей стороны, то в первую очередь надо перебороть страх перед незнакомыми людьми и фактом добавления их в соцсети (если он есть) и общаться, общаться, общаться. Главное помните: вы тоже можете быть кому-то полезны — помогайте сами, и когда-нибудь помогут вам.

О БИЗНЕСЕ И ДРУЗЬЯХ

Я всегда советую бизнесменам воздержаться от работы с друзьями, но при этом усилить команду ценными специалистами. Определить, в каких аспектах вы сильны как собственник, а в каких есть пробелы — и вот на эти «белые пятна» набирать сотрудников. Например, один отвечает за юридические вопросы, другой — за финансовые. И не бойтесь, что эти сферы утекут из вашей зоны ответственности — вы всё равно будете причастны ко всем вопросам компании, но качественно руководить тем или иным аспектом будет человек, который действительно разбирается. Не попадайте в типичную ловушку собственника и не думайте, что вы всё знаете, всех и всё сможете удержать в своих руках.

О ПОИСКЕ СОТРУДНИКОВ

Логичный ответ на вопрос о том, как собрать сильную команду — хантить сильных специалистов. Сделать это можно двумя способами: обращаться к помощи HR-компаний или научиться самому. В первую очередь, нужно объяснить самому себе, какого именно сотрудника вы хотите нанять. От этого зависит перечень оценок. Но, если говорить об универсальных чертах сильного сотрудника, то для профессий «результата» (например, менеджер по продажам) важны независимость, умение принимать решения, активность. Для профессий «действия» (менеджер по работе с клиентами, бухгалтер) важны внимательность, пунктуальность, умение выполнять стандартные рутинные задачи.