«Школа не должна ограничивать возможности ребенка»

Какая она — школа будущего? Какие качества в современ­ном мире особенно важно развивать у ребенка? Почему так необходимо давать ему свободу выбора? Эти и мно­гие другие вопросы мы обсудили с Ириной Санниковой.
«В  последнее время в обществе нарастает недовольство традиционной школой. Думаю, что рано или поздно произойдет какая‑то  радикальная модернизация. Но  уже сейчас частные школы протаптывают тропинки к школе будущего, потому что они первыми получают запрос от детей и родителей и  пытаются создать условия для  успешной его реализации», — считает ирина санникоВа, директор АНОО «Частная школа Вектор».
 
О жизненно важных навыках
 
Прогресс идет семимильными шагами, и те компетенции, которые были нужны еще вчера, сегодня могут оказаться бесполезны. Детям важно научиться жить в этих условиях и не испытывать стресс. В современном мире мало обладать блестящими академическими знаниями, ничуть не менее важно уметь выстраивать коммуникацию с людьми, адапти­роваться в разных ситуациях, отстаивать свою точку зрения, разрабатывать стратегию достижения цели, иметь крити­ ческое мышление и развитый эмоциональный интеллект.
 
Без этих soft skills база знаний человека обесценивается. Работодатели ищут специалистов не только с красным дипломом, но и таких, которые умеют быстро мыслить, оперативно принимать решения и не боятся жестких ус­ловий. Я знаю немало случаев, когда в школе ребенок постоянно участвует и побеждает в олимпиадах, по­ступает по итогам ЕГЭ в престижный вуз и успешно оканчивает его, но затем, в силу того, что не умеет вы­годно презентовать себя на собеседовании, выстро­ить общение с коллегами и грамотно донести свою точку зрения, он оказывается на более низких пози­циях, чем тот, кто такие навыки имеет.
 
Все эти качества лучше воспитывать в школе. Да, можно и во взрослом возрасте заниматься са­моразвитием, но чем больше жизненно важных навыков будет у ребенка на выходе во взрослый мир, тем быстрее он достигнет хороших резуль­татов в жизни. И если мы хотим, чтобы наши выпускники были успешными, школа должна учитывать те тенденции, которые существуют в обществе.
 
Что может сделать школа?
 
Я считаю, что в первую очередь школа не должна ограничивать возможности ре­бенка. Важно создавать условия для того, чтобы предложить ему как можно боль­ше вариативности в плане реализации программы (не только занятия в рамках класса, но и выезды, социальные парт­нерства с организациями и так далее), чтобы он постоянно пробовал себя в разных сферах и видел, что происхо­дит в обществе. Детство — это именно то время, когда у человека есть возможность  ошибаться без серьезных последствий для дальнейшей жиз­ни. Именно поэтому я не поддерживаю идею узкопрофильных школ: это ограничивает развитие ребенка, делает его однобо­ким. Я против таких рамок. Ребенок обязательно должен по­пробовать себя и в математике, и в литературе, и в истории, и в других науках. Получить опыт, совершить ошибки, одер­жать победы и самостоятельно найти себя.
 
Во­вторых, в условиях, когда цифровизация проника­ет во все сферы нашей жизни, школа должна идти в ногу со временем и тоже использовать эти приемы в своем об­разовательном пространстве. Как минимум обучать детей разрабатывать продукты с использованием цифровых ресурсов, а также фильтровать и критически оценивать ту информацию, с которой они сталкиваются в интерне­те (поэтому в рамках урока важно всегда представлять разные позиции относительно одного и того же факта).
 
Наконец, как ни крути, школа должна еще и воспи­тывать в ребенке правильные ценности, нравствен­ные и личностные качества. Посудите сами, в тече­ние дня в ее стенах дети проводят большую часть времени (даже больше, чем дома!), а значит, на нее ложится серьезная ответственность за этот аспект развития маленького человека.
 
Что могут сделать родители?
 
Я думаю, что родителям стоит перестать контро­лировать детей в мелочах, навязывать им свои идеи и вписывать в жесткие рамки. Ведь ребе­нок может впустую потратить годы, осуществляя их несбывшиеся детские мечты и делая то, что никогда не пригодится ему в жизни.
 
Важно научиться доверять своим детям и понять, что гиперопека только мешает их развитию. Ребенку, который до 18 лет жил в тепличных условиях, оказывается сложно во взрослом мире, потому что он не умеет принимать решения самосто­ятельно. Ему приходится учиться жить заново, и порой на это уходит слишком много времени.
 
Вот почему не стоит, к примеру, по­стоянно помогать детям с уроками: чтобы у них формировалось понима­ние своей зоны ответственности. Да, конечно, они не рождаются осознан­ными и мотивированными — эти качества необходимо воспитывать как в семье, так и в школе, где обя­зательно должны быть наставники, которые смогут направить, помочь выстроить
стратегию обучения и освоить тайм­менеджмент.
 
Школа будущего
 
В последнее время в обществе нарастает недовольство тради­ционной школой. Профессия учителя, как бы это грустно ни звучало, потеряла свою ценность: молодых педагогов еди­ницы.
 
Думаю, что рано или поздно ситуация дойдет до предела, и про­изойдет какая­то радикальная мо­дернизация. На мой взгляд, частные школы сейчас протаптывают тропин­ки к школе будущего, потому что они первыми получают запрос от детей и родителей и пытаются создать усло­вия для успешной его реализации.
 
Каких перемен ждать? Прежде все­ го, школа будущего — это та, которая учитывает индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка. Об этом писали еще советские педагоги и психоло­ги Лев Выготский и Шалва Амонашвили. Но на практике, когда в классе учится 40­50 человек, педагог просто физически не может соблюдать этот принцип.
 
Стоит посмотреть на то, как устроено школьное образование в Швейцарии и Фин­ляндии, в Японии и Китае — в этих странах к компетенциям учителя предъявляются очень высокие требования, а персонализированный подход (когда для каждого ребенка составляется отдельный учебный план) реализован в полном объеме.
 
Российская школа пока еще продолжает рав­нять всех под одну гребенку. Но если мы нако­нец­то начнем выстраивать обучающий процесс в соответствии со склонностями и индивидуальными особенностями ребенка, станет легче и учите­лям, и родителям, и самим детям, которых больше не придется заставлять учиться, потому что им будет интересно.
 
При этом я считаю, что необходимо также изменить подход к оценке знаний. Да, оценивать их необходи­мо, но не на этапе изучения и отработки материала — на этом этапе гораздо важнее, чтобы ребенок на каждом занятии получал от педагога качественную обратную связь. При таком условии у него будет мотивация подго­товиться и провести беседу со своими одноклассниками и учителем, то есть на первый план выйдет образователь­ный результат, а не отметка.
 
Наконец, я думаю, что школа будущего станет более адаптивной к современной реальности. Скорее всего, она начнет предлагать различный спектр услуг в зависимости от запроса общества, а дети смогут учиться как очно, так и дистанционно.
 
Частная vs государственная школы
Я считаю, что нельзя противопоставлять эти два понятия. Все частные школы работают в рамках государственных образо­вательных стандартов, соблюдают требования и реализуют
учебный план в полном объеме. Это такое же классическое об­разование, просто у частных школ гораздо больше финансовых возможностей для реализации требований. А выбирать частную или государственную школу — право каждого родителя.