Скорость изменений

Можно быть карьерным дипломатом или карьерным военным — Олег Николаевич Мосолов, глава департамента образования, науки и молодёжной политики, считает себя, скорее, карьерным учителем. Он работает в сфере образования всю жизнь и прошел путь от учителя до управленца регионального уровня.

Олег Николаевич Мосолов предпочитает не говорить о себе высокими терминами.

— Все мы проходим определённые жизненные циклы. В детстве — ходим в детский сад, играем, узнаем окружающий мир. Потом наступает другая эпоха — юность. Затем — молодость. И наконец, взрослая жизнь, где основной становится трудовая деятельность. Для меня работа — это то, что я выбрал однажды в качестве профессии, и ни разу об этом не пожалел, — рассказывает он.

Олег Николаевич считает, что переломный момент в его карьере случился 9,5 лет назад, когда он получил приглашение Алексея Васильевича Гордеева возглавить департамент образования, науки и молодёжной политики. Тогда у него уже был опыт управленческой деятельности, но это событие ознаменовало переход на новый этап.

О ПРОФЕССИЯХ БУДУЩЕГО

Существует целый ряд российских и международных исследований, а также общепризнанные концепции. Самая популярная из них — «Атлас новых профессий», подготовленная Агентством стратегических инициатив при Президенте РФ совместно со школой управления «Сколково» — показывает, какие направления будут востребованы через 10–20 лет. В сборник вошли 132 новые профессии, разделенные по 19 отраслям, и более 30 «профессий-пенсионеров», которые, по прогнозам экспертов, должны исчезнуть в ближайшем будущем. В качестве наиболее перспективных на сегодняшний день сегментов учёные выделяют биотехнологию, IT, инженерию и… гуманитарные профессии. Повышенный интерес к гуманитарным специальностям объясняется тем, что именно они не могут быть роботизированы. Например, в юриспруденции или экономике есть рутинные процессы, которые способны выполнять машины, но представить робота-психолога или робота-коуча невозможно. На самом деле, если посмотреть мировую статистику, станет ясно, что в России вузы готовят не самое большое количество гуманитариев и не самое маленькое количество инженеров. Более того, мы одни из лидеров по числу выпускников по специальности «Инженер». Но вопрос не в количестве, а в качестве. Важно измерять не цифровые значения, а понимать, какие компетенции на выходе имеют вчерашние студенты.

О ВОРОНЕЖСКОМ РЫНКЕ ТРУДА

Я обозначил бы несколько глобальных трендов, характерных для нашего региона. Во-первых, развитие промышленности определяет интерес к рабочим специальностям. Во-вторых, аграрный бизнес заинтересован не только в специалистах рабочих профессий, но и в экспертах в области биотехнологии и инженерах. В-третьих, в регионе развивается индустрия гостеприимства, или HoReCа, что диктует свои запросы.  

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СОЛДАТ ИЛИ УЗКИЙ СПЕЦИАЛИСТ

В современном мире параллельно существуют два тренда.

Кросс-отраслевая специализация, когда человек является универсалом, что очень востребовано с точки зрения нынешних запросов общества, экономики и бизнеса. Такому профессионалу необходимо в течение всей жизни повышать свою квалификацию.

Второй тренд связан с внутриотраслевой специализацией: речь о людях, которые поднялись вверх по карьерной лестнице с самой низшей ступени, хорошо знают, что происходит внутри отрасли и, соответственно, владеют необходимыми знаниями. Если человек обладает и теми, и другими навыками, — это самый востребованный специалист.

О КОМАНДЕ

C моей точки зрения, есть очень правильный и универсальный способ создать сильную команду. Нужно не только объединить людей, но и постоянно повышать их интеллектуальный и профессиональный уровень, то есть обучать их. Для этого даже не всегда обязательно приходить в вуз, посещать долгосрочные курсы и получать диплом. Речь о самообразовании, платформах для онлайн-обучения, тренингах и семинарах… Причём, если занятия посещает только руководитель, то этого будет недостаточно. Люди должны идти вперёд вместе. Почему всё это так важно? Дело в том, что эксперты постоянно говорят о скорости развития: если, скажем, 30 лет назад изменения в обществе, в технологиях, в социальных отношениях происходили каждые 10-15 лет, то сегодня обновление необходимых хорошему специалисту практико-ориентированных знаний происходит с временным шагом в 2-5 лет. Иными словами, раньше человек мог получить диплом один раз и на всю жизнь, а сегодня люди, которые пришли на работу в одну компанию с разницей в 5 лет, имеют совершенно разный набор знаний, навыков, компетенций.

2018 — ГОД ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

В этом году мы отмечаем столетие ВГУ, Воронеского медицинского университета им. Н.Н. Бурденко, педагогического и дополнительного образования. Почему эти поводы не использовать для привлечения внимания общественности к системе образования? Это не значит, что всё перевернется с ног на голову, это не промоакция. Система живёт и развивается, она имеет свою историю, которую важно знать каждому жителю города. Это необходимо, чтобы наш регион мог двигаться вперёд.

О ЕГЭ И ПРОВЕРКАХ УРОВНЯ ЗНАНИЙ

Можно смело сказать, что ЕГЭ — это всего лишь инструмент для измерения уровня знаний. Навыки, необходимые, к примеру, выпускнику вуза для работы, гораздо шире. Например, есть так называемые soft skills («мягкие навыки»). Это навыки XXI века: способность выстраивать коммуникацию, креативность, творческое мышление, проектные умения. Всё это невозможно измерить в рамках ЕГЭ.

В системе образования сегодня, помимо экзаменов, существует, целый ряд дополнительных оценочных процедур: Всероссийские проверочные работы, региональная система оценки качества образования, ежемесячная практика формирования портфолио (накопление результатов деятельности ребёнка). Дискуссии о том, что всё это пришло к нам с запада, уже несостоятельны, потому что таким путём идёт весь мир. Но главный вопрос, конечно, в контенте: в содержании самого образования и в педагогических технологиях, которые применяют люди. Важно понимать, что конкретно нужно современному ребёнку на выходе: это компетенции и грамотность – финансовая, правовая, экономическая. Все это связано с жизнью в обществе и с достижением определенных результатов и успехов. Да, можно быть свободным художником, но, уверен, в своём большинстве люди всё-таки хотят быть востребованными в обществе и самодостаточными.

О ГЛАВНЫХ КАЧЕСТВАХ РУКОВОДИТЕЛЯ

Хороший руководитель должен обладать целым рядом качеств, но на самом деле главное — одно. Он должен любить своё дело и с уважением относиться к тем людям, которыми руководит, в том числе, уважать их право на ошибку. Если вдруг человек начинает чувствовать неудовольствие от работы (которое со временем может перерасти и в ненависть к своей профессии), это транслируется на окружающих его людей и, в конце концов, на всю систему, что категорически недопустимо.

О ЛИЧНОЙ МОТИВАЦИИ

Для меня главная движущая сила, которая заставляет двигаться вперёд, — это понимание того, что от тебя зависит очень большая группа людей. Не в прямом смысле, конечно, зависит. Но если ты опустишь руки, проявишь слабоволие, начнёшь лениться, то, в конечном счете, это будет транслироваться в геометрической прогрессии на коллег. Руководитель не имеет на это права. Именно такой принцип воспитали во мне родители, а принципы, я считаю, в течение всей жизни остаются в человеке неизменными. Вообще мне повезло в жизни с учителями, благодаря которым я усвоил главное правило: в первую очередь важно думать о деле. Это не значит, что нужно забыть о себе — важно воспринимать всю конструкцию, выстроенную, в том числе, тобой, в совокупности. И никогда не опускать руки.