Зритель - активный участник спектакля

17 мая сцене Академии искусств будет сыграна постановка «Активного театра» по мотивам романа Захара Прилепина «Обитель. 16 рота». О том, чего стоит ожидать зрителям - рассказала режиссер спектакля "Обитель. 16 рота" Марины Перелешина.

-  «Активный театр» - что это? Почему «активный»? 

-  Нам интересно, чтобы зритель был вовлечен в сценическое действие, был активным участником спектакля. Как правило зритель – лишь наблюдатель. Будь то фильм или спектакль, люди смотрят историю про кого-то, историю,  которая даже, может быть, чем-то напоминает события их жизни, но остается для них чужой. Мы пытаемся выстроить диалог с публикой, вызвать эмпатию. Для меня это проще всего сделать, используя текст, потому что каждый видит в нём что-то своё и даже не всегда то, что лежит на поверхности. Включая зрителя в наше действие, мы меняем его точку зрения на происходящее на сцене, вытягиваем какие-то дополнительные смыслы. Вдруг оказывается, что это всё происходит не с кем-то, а здесь и сейчас.

- Давно ли Вы знакомы с Захаром Прилепиным?

- Мы познакомились с  Прилепиным в Музее Серебряного века, когда первый раз показывали зрителю нашу работу.  Так что он увидел уже готовый спектакль.

-  Чем обусловлен выбор романа «Обитель» для постановки? И почему Вы выбрали именно такую форму постановки?

- Это была общая с Государственным литературным музеем идея. Мы подготовили читку нескольких глав. У нас не было задачи инсценировать весь роман. Наш спектакль называется «Обитель. 16 рота». Формат спектакля «Обитель. 16 рота» определяется как «work in progress», что предполагает его открытую структуру. Поэтому в спектакле всё время происходят какие-то изменения. 

-  Есть что-то еще, из прочитанного Захара Прилепина, что Вы бы хотели поставить на театральной сцене?

- У нас пока нет такой задачи. Мы работаем с самыми разными текстами. Например, другой спектакль Активного театра «Толстого нет» поставлен по пьесе современного драматурга Ольги Погодиной- Кузминой. Эта пьеса, основаная на документальном материале, о Льве Толстом, о его семье и о том времени.

-  В Вашем спектакле, вместе с профессиональными актерами – Алексеем Шутовым и Андреем Филиппаком, играют участники популярной музыкальной группы 25/17. Как ребята попали в Вашу постановку?

- Мы давно знакомы. Когда я прочитала роман, я почувствовала в нём тот нерв, который есть в песнях 25/17. Мне показалось, что это сотрудничество может оказаться очень интересным. Им, к слову, тоже очень понравилась «Обитель», и моё предложение показалось им заманчивым. Для группы это новая форма работы:  камерная обстановка, зритель находится очень близко,  это совершенно другой способ взаимодействия, другая отдача.   

-  Изначально, когда только началась работа над спектаклем «Обитель. 16 рота», мысли о музыкальном сопровождении были, или это пришло к Вам вместе с музыкантами из 25/17?

- Постепенно  мы начали вводить в читку готовые музыкальные композиции, а затем  уже записали песню специально для нашего спектакля.

-  Расскажите о дальнейших творческих планах?

-   Наши спектакли – очень камерные, для них очень важен зритель, именно от него зависит, что станет важным в каждом новом случае. Поэтому мы находится в постоянном поиске всё новой и новой аудитории.  К тому же мы не собираемся останавливаться и будем ставить следующие спектакли.