Арфа не может служить вражде

Не так давно Воронеж посетил удивительный музыкант — Элизбар, который словно по мановению волшебной палочки, перенес всех зрителей в сказку. В интервью он рассказал порталу PulseParty о том, как музыкальные инструменты сами находят его и о том, почему арфа не может служить вражде.

 Вы играете на огромном количестве музыкальных инструментов, а какие из них вошли в Ваше творчество недавно?

Элизбар: В мои руки попадает огромное количество инструментов – все и не упомнить. Недавно, например, мне привезли болгарский кавал, это разновидность флейты, и индийскую канжиру, это нечто наподобие бубна. У меня дома целый музей музыкальных инструментов…

А как Вы их находите?

Элизбар: Они сами находят меня. Знаете, есть такие люди, к которым постоянно липнут неприятности, а ко мне «липнут» музыкальные инструменты (смеется – прим. ред.)

А Вы изучаете легенды, связанные с вашими любимыми музыкальными инструментами?

Элизбар: Конечно. Моя любимая уэльская легенда связана с арфой. Жил-был некий Тудор Рис, простой человек, который с детства мечтал играть на арфе — ему даже по ночам снилось, что он музыкант. Но в те времена арфа считалась очень дорогим инструментом, купить который Рис не мог себе позволить. Но однажды к нему постучались три путника: то ли боги, то ли эльфы — и попросились на ночлег. Он впустил их и угостил всем, чем мог. Поужинав и отдохнув, они спросили его: «У тебя есть заветная мечта?». И он сказал им: «Я мечтаю играть на арфе. Конечно, мои пальцы давно огрубели, но мне очень этого хочется…»  И вдруг в один миг путники исчезли, но перед Рисом возникла самая настоящая арфа, причем волшебная. Теперь, лишь заиграв на ней, Рис мог заставить людей танцевать, смеяться или плакать...  Древним бардам приходилось сдавать экзамен после 20 лет обучения, чтобы доказать свою способность играть, вызывая у человека эмоции, а наш герой смог овладеть этим искусством мгновенно… Рис стал желанным гостем на всех праздниках.

Но однажды к нему пришел давний недруги и стал издеваться над новым талантом нашего героя.  Вдруг Рис схватил свою арфу и заиграл — и недруг мгновенно пустился в пляс. Он танцевал до тех пор, пока не упал в изнеможении. Тогда он пополз к двери, чтобы вырваться из этого дома, но Рис снова схватил свою арфу, чтобы напоследок заставить врага потанцевать еще. И вдруг инструмент начал таять у него в руках, а с неба раздался голос: «Арфа не может служить вражде».

Как Вы пришли к тому, что начали играть на кельтской арфе?

Элизбар: Вначале я стал слушать музыку, которая вызывает сказочные ассоциации, например, ирландская.  Мне в руки попали пластинки Алана Стивелла и других музыкантов, которые играли на кельтской арфе — я влюбился в это удивительное звучание и захотел заниматься этим сам. Я так мечтал о своей собственной арфе, что в итоге один мой знакомый подарил мне ее. Это было настоящее счастье.

Сейчас у Вас есть своя школа игры на арфе...

Элизбар: Да, в ней занимается около 25 учеников, причем они очень быстро продвигаются в обучении.  Я стараюсь правильно объяснять им материал: мне приходилось доходить до многих вещей самому, а им помогаю я — потому обучение и дается гораздо быстрее. Я разработал особую методику — алгоритм, который позволяет быстро научить человека играть на любом музыкальном инструменте.

Существует такое явление, как арфотерапия, которая оказывает на человека врачующее воздействие. Такие сеансы должны быть индивидуальными или групповыми?

Элизбар: Возможны оба варианта. Яркий пример групповых сеансов — древнегреческая мистерия: люди приходили в Асклепион – храм врачеваний – ложились на пол и слушали игру на арфах. Они входили в некое измененное состояние, с ними происходили интересные явления… Именно таким способом, удалось вылечить от эпилепсии Александра Великого. Но существуют и индивидуальные сеансы — это более углубленный процесс: человек прислоняется к арфе и получает такие инъекции — вибрации, которые проходят через весь организм.

У каждого человека своя мелодия?

Элизбар: Конечно. Но нет необходимости ее угадывать, ведь, например, вы никогда не перепутаете пение соловья или жаворонка. Даже каждое дерево имеет свои особенности в звуке. Если постоянно глубоко прислушиваться - ты обязательно услышишь их.

Значит ли это, что арфотерапия отнимает у арфотерапевта немало энергии?

Элизбар: Отчасти да, но ведь каждый выполняет свою работу: кто-то врач, кто-то слесарь, а кто-то арфотерапевт.

А Вы бывали на сеансах арфотерапии?

Элизбар: Нет. У меня есть ученики, которые уже достигли определенного уровня и в принципе могут провести мне сеанс арфотерапии, но все равно не совсем так, как я это вижу. Честно говоря, я еще не встречал человека моих резонансов, поэтому играю себе сам. Как говорится, сапожник всегда остается без сапог (смеется – прим. ред.)

Вы играете такую волшебную музыку, а что слушаете в обычной жизни?

Элизбар: Мне нравится Ludovico Einaudi, Brian Crain, «Аквариум»… В общем, глубокая музыка, которая трогает и меняет человека. Для меня главное, чтобы музыка не была просто фоном, чтобы она не была пустой.