Чем грозит новый законопроект о защите туристов турбизнесу?

Череда банкротств крупных российских туроператоров летом этого года показала, сколь мало защищен турист в случае приостановки действия туркомпании. Врио Руководителя Ростуризма Олег Сафонов заявил в августе2014 года о 65 тысячах человек, пострадавших от прекращения деятельности туроператоров.

Ответом на волну банкротств стало утверждение премьер-министром России Дмитрием Медведевым законопроекта, меняющего правила игры на туристическом рынке. Документ внесен в Государственную Думу. Однако туристическое сообщество уже окрестило инициативу губительной для отрасли.

Что же изменится, если законопроект будет принят в изначальном варианте?

Во-первых, его создатели предлагают обязать туроператора выдавать туристу билеты «туда-обратно» и документы о бронировании гостиницы не менее чем за 24 часа до начала тура. К тому же документ обязывает туроператора предоставлять авиаперевозчику гарантии оплаты и сведения о пассажирах, выдать маршрут-квитанцию, обеспечивая гарантии возвращения путешественника из-за границы «независимо от финансовых взаимоотношений между участниками договора». Временной ценз может негативно сказаться на визовых направлениях. На данный момент только консульство Испании гарантировало соблюдение оговоренных сроков.

Во-вторых, финансовый вопрос тоже был рассмотрен предельно подробно. Так, с 2016 года возрастет размер фингарантий (с 3до 5% от общей годовой цены туристического продукта в сфере выездного туризма за год) – не менее 50 млн рублей, а у крупнейших компаний они могут достигать миллиардов рублей. На фоне участившихся отказов от страхования ответственности туроператоров подобные требования все менее близки к реальности. Очередным обременением станет вступительный взнос в «резервный фонд» в размере 100 тыс. рублей для всех туроператоров в сфере выездного туризма и ежегодные фиксированные взносы, перечисляемые в денежной форме, в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей (в зависимости от количества туристов в сфере выездного туризма за год). Ещё один фонд – «персональной ответственности туроператора» – грозит бизнесу очередными тратами. Его основным назначением станет финансирование экстренной помощи клиентам конкретного туроператора. Более того, для тех компаний, чей оборот в сфере выездного туризма составит более 400 млн рублей в год, будет введен ежегодный аудит. Таким образом, финансовые обременения крупного турбизнеса будут отягощены ещё и бюрократическими процедурами, многим же представителям среднего бизнеса такие требования просто будут непосильны.

Жесткое требование законопроекта – обязательность членства в реестре туроператоров и полный запрет на ведение деятельности в него не включенным компаниям. Такой ход дает возможность для деятельного контроля за участниками рынка.

Не все инициативы, зафиксированные в законопроекте, негативно воспринимаются бизнесом. Для оптимизации взаимодействия туроператора и агента (который сможет действовать только от имени оператора) предлагают создать правовую базу для приобретения путевок через интернет и ввести в оборот электронные путевки. Однако, подобное предложение не сможет компенсировать риски туроператоров, связанные с обширными финансовыми обязательствами.

В сопроводительном письме к законопроекту говорится, что предлагаемые изменения «направлены на повышение защиты интересов потребителей туристских услуг» и «создание прозрачного и контролируемого туристского рынка». Но не создаст ли чрезмерное усиление ответственности туроператоров новой кризисной ситуации на волне спада туристской активности?