Тайны Тиманского кряжа

Эти страны неизвестные Открывали дали сказкам… Тем, кому в пределах тесно, Эти дали были ласками. Валерий Брюсов

На севере Русской равнины есть малоприметные, но очень знаменитые горы. Древние греки называли их Гиперборейскими, скифы – Рипейскими, в гимнах Веды они именуются хребтами Меру, в Авесте - горами Хару.
По преданию, только смелые и сильные духом могут пройти эти горы и попасть в счастливую страну блаженных, омываемую водами белопенного моря-океана. Попадают туда чудесным образом на крыльях священной птицы Гаруды. Это – ведическая «Земля избранных», индуистская «Земля святых». Там – рай Индры, повелителя Сварги.
Экспедиция «Ангстрем» основываясь на предположении, что под Гиперборейскими горами следует понимать нынешние Северные Увалы и Тиманский кряж, направилась в Малоземельскую тундру для того, чтобы воочию убедиться в этом. Только добирались туда не на крыльях Гаруды, а на снегоболотоходах «Тром-8» и вездеходах-амфибиях «Argo». Это была двенадцатая поездка экспедиции «Ангстрем» в высокие широты Заполярья.

Существовала ли Арктида?
Локализация священных северных гор арийского эпоса одна из многих неразгаданных тайн древнейшей истории, которая будоражит умы исследователей и порождает все новые и новые гипотезы. Одна из них относит Гиперборейские горы в Арктиду – затонувший участок евразийской суши. В полярных районах в периоды низкого уровня Мирового океана открывались огромные площади шельфа, наш континент простирался на север на сотни километров дальше, чем сейчас. В то время там был мягкий климат, но в какой-то момент времени доступ теплого течения Гольфстрим из Атлантикина север прекратился.
Из эпоса нам известно, что хребты Меру находятся там, где полгода длится день и полгода - ночь, где зимой много снега. Реки, берущие начало в этих горах, текут в золотых руслах, а сами горы, покрытые лесами, изобилуют зверем и птицей.
Если мы допускаем, что эти горы не затоплены водами Ледовитого океана, то они должны находиться в Малоземельской тундре.

Святыни Чайцинского камня
Малоземельская тундра расположена к западу от р. Печоры до Канина полуострова. На ее территории в районе реки Индига находится Тиманский кряж, который состоит из нескольких хребтов: Косминского, Тиманского Чайцинского и Хайминского Камней и Каменноугольной гряды.
Чайцинский Камень самый загадочный из них. Там, где его разрезает река Белая, находится несколько «Каменных городов». Каменный город – удивительные останцы песчаника причудливых форм, которые производят впечатления старинных замков и застывших сказочных персонажей, между которыми, сверкая и переливаясь на солнце, лежит белый как снег кварцевый песок. Этот район интересен и в палеонтологическом отношении – здесь множество окаменелых останков морских обитателей девонского моря.
Среди замысловатых и причудливые форм останцев мы черпали вдохновение, проверяли себя на прочность в условиях Арктики, получали удовольствие от лова рыбы.

Богатства реки Индиги
Берега реки Индиги и впадающей в нее Белой изрезаны каньонами. Даже в начале августа в них встречались толщи снежного покрова. Берега этих рек - это россыпи алмазов и золота, агатов и аметистов. Последние увозят все путешественники (и мы не стали исключением), а кто-то специально приезжает туда за этими полудрагоценными камнями. По Индиге в Белую идет на нерест сёмга, там обитают многие ценные виды рыб - сиг, кумжа, голец и хариуса. На сопках и склонах встречаются медведи и росомахи, лоси и олени. Из птиц - канюки и совы, гуси и утки, а кулики и куропатки были в нашем рационе практически каждый день. Долины этих рек – это оазис нехарактерной для тундрового ландшафта растительности - елово-березового леса с осиной. Под пологом деревьев высотой до 10 м растут можжевельник, рябина, смородина и волшебный Марьин корень, изгоняющий злых духов. Возможно, из него древние арии делали «сому» - напиток бессмертия. В любом случае применение Марьина корня улучшает настроение благодаря усиленной выработке эндорфинов.

Дети оленей
Малоземельскую тундру населяют ненцы, называющие себя «детьми оленя». Они пришли в эти места из Южной Сибири более тысячи лет назад. В древнерусских летописях их именовали самоедами или юраками. Основные их занятия оленеводство и рыболовство. Они мигрируют по тундре вслед за своими оленями и живут преимущественно в чумах.
Ненцы не первые обитатели прибрежных территорий Ледовитого океана. Здесь множество неолитических памятников и поселений эпохи бронзы. За полтора века археологических изысканий выявлено уже 898 памятников.
Близ Каменных ворот – стометрового базальтового каньона сопровождающую реку Белая на протяжении трех километров, находится сопка Болванская, названная так по идолам – болванам. И хотя официально ненцы православные, на вершине сопки установлено жертвенное место - хекур (пирамида из камней). Среди камней можно увидеть различные монеты, брелки конфеты, оставленные здесь людьми.

Год тундры
Год тундры, по выражению знатоков, делится на две части - снежную и мокрую. Снежная – потому что снег с октября по май, с зимними морозами до -55°С. Мокрая – потому что оставшееся время снег тает, да и летние дожди обычное дело. И пока наши земляки изнывали от сорокаградусного зноя, установившегося в Центральной России, нас бодрили ночные морозы до -5°С.
Прохладное лето и большое число шкальных ливней этого года нас не огорчили. Мы радовались и тучам, и солнцу, и радуге. Купались в Суле, Белой, Индиге, Печоре и Ледовитом океане. Когда мы покидали тундру, там начиналась осень. Созрели морошка и брусника, заиграл багряными красками мох.
Мы держали путь от Тиманского кряжа («хребтов Меру») на север до Молочного (Баренцева) моря и Кронийского (Ледовитого) океана вдоль реки Индига до мыса Святой Нос. Мы провели в тундре пять недель. Бурный Борей был нашим поводырем по Малоземельской тундре.

Ираёль – земля обетованная
Нынешнее наше путешествие было комбинированным. Из Воронежа вездеходы отправились на КАМАЗах до пристани Шельяюр на реке Печора в республике Коми. В это время двадцать участников экспедиции на поезде «Москва – Воркута» добрались до приполярной станции Ираёль. После объединения экспедиция погрузилась на паром и в течение суток шла вниз по реке до устья Сулы. Затем пробиралась по заброшенному зимнику на запад. У села Коткино, где живут староверы-беспоповцы, повернула на север и, в течение целой недели, штурмовала 80 километров непроходимого болота Щучья Лапта, пробиваясь к Каменным городам реки Белой. Затем были сплав по реке, посещение поселка Индига, выезд на побережье Баренцева моря. Потом движение на восток, через сопку Мутное Сердце к поселку Хонгурей Пустозерского сельского поселения. Пустозерск, существовавший с 1499 по 1962 год печально знаменит как место ссылки и убийства протопопа Аввакума. В Хонгурее мы погрузились на паром и через Ираёль отправились домой в Воронеж.