С широко закрытыми глазами
Так ли это? Многие обращают внимание на существующий в интернете институт «лайков». Страсть по лайкам сродни амбициям музыкантов, поэтов, художников, в основе которых лежит не столько ожидание аплодисментов, сколько желание любви к своим произведениям, к себе. Как будто жажда лайков - это жажда любви. Но как срабатывает этот фейсбучный институт любви? Кажется, что публикации - одеяния, в которые человек рядится, чтобы казаться и нравиться. М. Фриш в 1964 г. написал роман «Назову себя Гантенбайн». Само название выражает сомнение в обязательности, непреложности судьбы человека. Героям книги предлагаются биографии, которые они меняют как платья. «Воплощения» персонажей не досматриваются, т.к. важным являются не они, а видимое и невидимое в человеке. Фриш говорит о несоответствия человека самому себе, насильственной заданности его жизни, убеждений. Одна из историй романа состоит в том, что Гантенбайн начинает играть слепого. «Слепой» в тёмных очках, например, сознательно и великодушно не замечает измен и обманов своей жены. Слепой это тот, кто поневоле принимает людей такими, какими они хотят казаться. Тот, перед кем легко играть любую роль. Гантенбайн расщепляет ложь людей не только в самих себе, но и ложь в общественном плане. «Слепой» не замечает, что персонаж, выражающий диаметрально противоположные взгляды на культуру и политику, оказывается одним и тем же человеком. Гантенбайн является моделью отмирания личности и готовности к любой выгодной роли.
Не снимая нравственного смысла с замечаний Фриша, философ Н. Евреинов считает, что «театрализация жизни» тотальна, и «театр для себя», живёт в каждом. Только вот учительницу тогда мы не сможем порадовать: ответ-то получится «не быть, а казаться». В 1999г. С. Кубрик ставит свой последний фильм. После просмотра мой друг заметил, что главной, на его взгляд, мыслью фильма является то, что брак возможен только с широко закрытыми глазами. «И жизнь вообще»,- пришлось добавить мне.