Креативное мышление

Все чаще и чаще в программы бизнес-школ включаются предметы, нахождение которых в расписании лет 10-15 назад и представить было сложно. Все чаще и чаще в объявлениях о приеме на работу появляются качества и навыки, о которых мы говорили очень редко. В их числе - творческое и креативное мышление.

Все особенности современного мира – финансовая турбулентность, усиливающаяся конкурентная борьба, экспоненциальная скорость включения интернет-технологий во все сферы жизни, изменение предпочтений и покупательной способности потребителей, уже не намекает, а кричит о том, что только через инновации – в продуктах, услугах, бизнес-моделях, бизнес-процессах – возможна дифференциация и рост компаний. И как результат понимания этой ситуации - все компании, начиная с небольших частных и заканчивая мировыми лидерами, находятся в поиске людей креативных, нестандартно мыслящих, способных посмотреть на мир под иным углом и предложить инновационные решения.

В прошлом году прошла конференция представителей крупных немецких корпораций, на которой обсуждался вопрос – какие методы отбора персонала нужно вводить и какие условия труда создавать, чтобы случайно не упустить ценные для будущего компании кадры.

Например, если раньше при отборе сотрудников в крупнейший химический концерн BASF кандидат, пришедший в ярких кроссовках, хипстерской одежде и с видимыми татуировками, не имел шансов на получение работы только по внешним признакам, то сейчас дресс-код не столь значим. Более важным становится то, как человек может себя презентовать, какие идеи генерировать,  есть ли у него лидерские качества, насколько он стремиться к постоянному изучению нового, есть ли у него чувство юмора.  

Классические резюме и интервью никого не впечатляют, хотя и не исключаются.  Но будет лучше, если кандидат расскажет нам историю, «продаст» себя через видео, визуальную презентацию. Он должен суметь зацепить нас максимум за три минуты краткого представления. Не просто рассказать о себе, но и продемонстрировать  свои навыки. Традиционные интервью и оценка персонала трансформируется, меняя за собой стандарты корпоративной культуры и привычную форму организации работы.

Самым ярким и известным примером создания офисного пространства, в котором сотрудники чувствовали бы себя комфортно и имели возможность раскрыть свои таланты, является Google, транслирующая свою основную ценность, как работодателя – «Компания Мечты». Каждый офис оформлен по-особенному. Например, в Лондоне он напоминает теплый и уютный дом, сочетающий в себе уютность стиля кантри и буйство красок современного концептуализма. Все призвано аккумулировать энергию и креатив сотрудников. А лаунж-зоны в пастельных тонах предназначены для расслабления и отдыха. Здесь не существует такого понятия как распорядок дня. Каждый начинает работу, когда посчитает нужным и заканчивает, когда посчитает нужным. Главный фактор — чтобы работа над проектом шла в соответствии с планом.

Акцент делается на поиске и привлечении в свои команды талантливых людей. Все больше тренд смещается не просто на управление персоналом, а на  “talent management” – управление талантами, цель которого не только набор, но и разработка систем мотивации, развития и удержания этих нестандартно мыслящих и внутренне свободных людей. Ведь такой человек не консервативен в своей карьере, он может принять быстрое и неожиданное решение о смене места работы, если его не устроит окружение, рабочая среда и корпоративная культура. Поэтому речь идет о смене отношения ко всем системам работы – таких людей не впишешь в строгие рамки и правила, ими движет вдохновение, интерес, желание реализовываться, другие внутренние мотиваторы. При этом внешние и материальные стимулы отходят на второй план.

В Давосе на экономическом форуме 2015 были определены 10 навыков, которые будут необходимы в 2020 году каждому, независимо от сферы его деятельности. Креативное мышление поднялось с текущего десятого места на третье и идет за навыком решения комплексных задач и критическим мышлением.

Также было проведено масштабное исследование «Глобальный индекс креативности» и Россия заняла 38 место из 139 стран, что можно трактовать по-разному. С одной стороны, мы себя считаем очень творческими людьми, все время отмечая нашу «российскую смекалку». А с другой – 38 место для страны, претендующей на лидерство, говорит о том, что у нас мало программ раскрытия, развития, стимулирования творческого мышления.

Так что же это такое – «креативное мышление»? Во время занятий по визуальному и креативному мышлению в Mannheim Business School я услышала фразу, авторство которой приписывают Альберту Эйнштейну, - “Creativity is intelligence having fun”. Под этим термином обычно понимается способность видеть то, чего еще нет, и воплощать это в реальность.

Очень часто слышишь – «Я не творческий человек, вообще креативных и творческих людей мало». И это самое большое заблуждение. Вспомните, как с какой легкостью Вы рисовали в детстве, выступали на утренниках и с гордостью показывали взрослым, что Вы умеете. Мы все изначально творческие люди. Мы разучиваемся быть креативными, как только мы попадаем в школу. Правила, требования, оценки, консервативность мышления учителей подрезают крылья фантазии.  Появляется страх быть не понятыми, обсмеянными, осужденными. Потом корпорации ломают индивидуальность и подстраивают сотрудников под свои рамки. И чтобы снова обрести “creative confidence” – креативную уверенность, требуется смелость, желание, забытые и новые навыки. Это путь метода проб и ошибок, каждая из которых не трагедия, а новая возможность.  Есть два замечательных высказывания Томаса Эдисона: «Самая большая ошибка в том, что мы быстро сдаёмся. Иногда, чтобы получить желаемое, надо просто попробовать ещё один раз» и «Я не терпел поражений. Я просто нашел 10 000 способов, которые не работают». 

Один из профессоров университета во время занятия по стратегическому мышлению написал на доске большими буквами слово «NO». Все начали гадать, что это значит – никогда не говори «нет»? почему «нет»? После того, как он выслушал трактовки студентов, с улыбкой пояснил: «Все просто, NO = New Opportunities”. Это определение такого короткого и обычно однозначного слова заставило по-иному посмотреть на знания, идеи, которым мы обычно говорим «NO!».