И знания, и компетенции

В предыдущей публикации была затронута проблема актуальности получения образования и овладения компетенциями. Стоит ли современным детям тратить свое время на обучение в вузе или надо искать новые формы для своего развития и становления?

Напомню, речь шла о девушке, которая поступила в один из ведущих Московских вузов и уже к концу года решила его оставить, обосновывая свое решение тем, что это «не её!», получаемые знания не актуальны, это пустая трата времени, и в современном мире ценятся компетенции.

Действительно, 20 и более лет назад получение знаний связывали с обучением в учебном заведении. Получив образование, человек устраивался на работу и мог там трудиться вплоть до пенсии, уходя с почетом и признанием. И время это было относительно стабильным и предсказуемым. И, конечно, у большинства современных родителей, которые застали тот период, сформировалось четкое убеждение, что знания это, прежде всего, обучение в учебном заведении, и является определяющим по жизни.

Но может такой опыт быть ориентиром для детей, которые живут в совершенно ином мире? Этот мир непредсказуем, нестабилен и неоднозначен. Сейчас знания стали доступными! Наши дети прекрасно ориентируются в интернете (что далеко не о всех родителях можно так сказать), могут найти любую информацию в короткие сроки.

Возможно, именно в виду доступности и постоянного обновления информации у молодых людей и складывается представление о незначимости обучения в вузе. При этом есть понимание, что важно быть конкурентоспособным и развивать в себе профессиональные компетенции, но современные вузы не успевают за изменениями и дают знания устаревшие.

Но сейчас мне хотелось бы заострить внимание на двух ключевых задачах. 

Во-первых, важно правильно и своевременно определить ту область интереса ребёнка, что «будоражит его воображение», а потом уже делать выбор вуза, где уделяется большое внимание развитию умений, навыков и компетенций. Главнейшая задача родителей — помочь детям разобраться в этом! Именно это выступает одним из мотивирующих фактором в процессе обучения в вузе.

Во-вторых, целенаправленно развивать у ребёнка мета-навыки. Это компетенции, которыми должны владеть любые специалисты, не зависимо от выбранного профессионального профиля. Их называют еще «надпрофессиональными», но именно они обеспечивают успешность человека в деятельности.

Так, например, «способность к обучению», «спонтанность» и «гибкость» позволяют быстро реагировать на изменения, и  получать новые знания и умения в динамичном и изменчивом мире. «Коммуникации» и «умение работать в команде» помогут легко вливаться и адаптироваться в коллектив, работать на результат и т.д. «Критичное мышление» позволит выбрать необходимую информацию, а «системное мышление» встроить её в те или иные алгоритмы. Невозможно быть конкурентоспособным без компетенции «умение презентовать» себя, свою идею, услугу товар и т.д.

Если компетенции рассматривать, как умение применять знания и навыки для достижения желаемых результатов, то их развитие требует времени и усилий. Помогая детям выстраивать их жизненную и профессиональную траекторию, родителям необходимо как можно раньше начать создавать условия для понимания и развития надпрофессиональных компетенций у детей.

Поэтому важно не только понимать текущие тенденции современного мира, но и вести диалог с детьми, направляя и ориентируя их, с учетом этих изменений.