Самое лучшее - не мешать

Когда моя старшая дочь была маленькой, произошла историческая , а для нее и судьбоносная - иначе не назовешь - встреча с книгой Симона Соловейчика "Педагогика для всех".
 К этому моменты мы с мужем прочли кучу книжек по прикладной педагогике - этих руководств по эксплуатации детей в домашних условиях. Даже экзамен по Педагогике в университете сдали. Старшей было уже два года (!) и я изо всех сил пыталась ее воспитывать. При этом я готовилась к защите диплома и сдаче Госэкзаменов, еще и подрабатывала на кафедре Педагогики (!) и психологии. Вне всякого сомнения процесс подготовки и процесс воспитания детей - вещи разнонаправленные, особенно при работающих бабушках и отсутствии нянь. Как, впрочем, не было у нас -  времени, денег, жилья, продуктов, свободы выбора, свободы СМИ, прочих свобод...
Надо сказать, что процесс воспитания всегда вызывал и вызывает у меня священный трепет. Начать с того, что мои родители работали очень много и в ясли-сад меня отдали до года, поэтому эти пресловутые процессы известны мне с пеленок. Когда я ходила на детские утренники в дошкольные учреждения к своим детям - собственные утренники как-то не запомнились - то поражалась слаженности их движений и четкости выученных стихов. И ведь все, что говорили детские воспитательницы и первые учительницы, казалось аксиомой. Так, и никак иначе.
И вот попалась книга... Я читала Соловейчика увлеченно! Прочитаю страницу, закрою книгу, закрою глаза -  и лежу, реву от счастья. Я не знаю, что книга задела в душе, но струны зазвенели так, что мир просто перевернулся. Это сейчас я понимаю, что к тому времени я просто сама повзрослела и стояла на пороге перемен. Нужна была одна капля - ею стала эта книга. Эта капля попала в самое нужное и главное мое место - в процесс воспитания собственной дочери. Моя девочка, моя радость - на самом деле в свои двадцать три я не очень понимала, что мне с ней делать. И делала так, как в свое время воспитывала меня мама, как учили в школе, как требовали в детском садике , как видела вокуруг - воспитывала, воспитывала, воспитывала. Строгим учительским голосом, ужасными словами "нельзя", "не тронь" или, еще хуже - "ты должна". Я была в лагере воспитателей, а моя девочка - в противоположном лагере и держала оборону как могла. 
А всего-то и надо было - перестать воспитывать, отпустить ее. Оглянись - сказала я себе - сколько вокруг нее воспитателей. В школе - на улице - в книгах - в телевизоре. Каждая бабушка на улице торопилась повоспитывать нас вместе. Именно тогда я поняла, почему до революции брали гувернеров к детям, хотя, казалось бы, у маменьки была уйма свободного времени. А потому, что менторство, воспитание - это процесс, который не совместим с любовью к собственным детям. Им все расскажут и покажут, главное - не вмешиваться. Я могу только показать пример. Это все! Можно сделать их трудолюбивыми только самой будучи трудолюбивой , счастливыми - только если я сама счастлива, добрыми - ну и так далее. Но перейти из лагеря воспитателей на их сторону и помочь смогу я и только я. Они должны быть уверены, что я не воспитываю их - а просто люблю -  и поэтому не мешаю им жить.
Так я перестала проверять уроки - ходить в школу на собрания - выпытывать про друзей. Вместо этого у нас появился день, когда я разрешала не ходить в школу по своему желанию (я же сама учитель и знаю, что догнать всегда можно!) - при встречах с педагогами я всегда защищала своих самых дорогих для меня людей. Разве будешь воспитывать- наказывать гостей или друзей? Им отдашь все самое лучшее. 
Это не означало полного разворота. Но перестать воспитывать - это значит увидеть в своих детях нормальных людей. Просто человека, который пришел издалека и хочет побыть рядом. Пусть ему будет хорошо. Пусть он будет со мной счастлив.
Прочитайте книгу, насладитесь! Надеюсь, что ваши дети будут счастливы.