О характере русского народа

В жизни всегда есть место выбору! Так 1991 год оказался переломным не только для нашей страны, но и лично для меня. Сначала я стал самым молодым в СССР первым секретарем райкома комсомола, а меньше чем через год - последним исключенным из комсомола в СССР, за четыре дня до самороспуска организации.

Формулировка «за подрыв комсомольского движения, деятельность несовместимую с пребыванием в должности» соответствовала действительности – в выходные дни я служил пономарем в церкви и хотел стать священником. Участие в торжествах перенесения мощей святителя Иоасафа Белгородского только укрепило меня в этом стремлении. Но как гром среди ясного неба прозвучало благословение владыки Ювеналия: «впереди большие перемены, Церкви будут нужны умные люди и без священного сана, иди-ка ты учиться».
Восстанавливаться на истфак после трех лет перерыва не хотелось. В период всеобщего бурления, появления новых возможностей и разнообразных перспектив, студенческая жизнь представлялась тусклым болотом.
Решение в пользу исторического факультета сложилось благодаря журналу «Вопросы философии», точнее – публикации в нем в том году воспоминаний Николая Лосского «Жизнь и философский путь». Во-первых, я понял, что много чего еще не знаю, и много в чем следует разобраться. Во-вторых, его сентенция «Все имманентно всему» стала и для меня руководящей мыслью.
Так Николай Лосский помог мне сделать правильный, как я теперь понимаю, выбор и надолго вошел в мою жизнь. Его «История русской философии» познакомила с идеями Николая Федорова, отнесение Иосифа Сталина к русским космистам позволило глубже посмотреть на мотивы и деяния строителей социализма. А теория перевоплощения души занимает меня до сих пор.
И вот, читая репортаж о праздновании в Воронеже Дня славянской письменности и культуры, я снова вспомнил этого выдающегося философа. Но теперь уже как автора исследования «Характер русского народа». Дело в том, что воронежский митрополит, говоря о славянских народах, верно отметил, что «хотя мы и исповедуем Христа по-разному, но у нас один менталитет». А руководитель департамента культуры, отнесла начало славянского мира всего лишь ко времени жизни Кирилла и Мефодия.
Эта тема представляется мне весьма актуальной для нашей идентификации в глобальном мире. Всякое сокращение русской, славянской истории вредно и опасно для нашего будущего. Менталитет – это глубинные константы индивидуального и коллективного поведения, и сложились они задолго до просвещения славян светом Христовой истины.
Возможно, что Николай Лосский, изучая русский национальный характер, находился под излишним влиянием Николая Бердяева, и поэтому смотрел на русский народ через призму православия. Бердяев, конечно, показал нетождественность России и Европы, но делал это на примерах недавней истории. А основные наши качества, по-моему, начали формироваться в бореальный период голоцена. И это не только справедливость, коллективизм, изобретательность и мечтательность. А, прежде всего, постоянное стремление за окоем - движение вперед, покорение неизведанного, манящего русскую душу. Это привело и ариев в Индостан, и русских в Сибирь и на Аляску.
Когда Земной шар был покорен и изучен, русский человек устремил свой взор в Космос. Русский космос – это синоним русского мира, это вопрос самоидентификации нашего народа. Когда вместо покорения дальнего космоса мы стали «догонять и перегонять Америку», то русский народ увлекся потребительскими ценностями западного общества и отказался от своих великих мечтаний. Это оттолкнуло от нас союзников и привело к духовной болезни. За два минувших десятилетия мы переболели западнизмом и пришли к осознанию важности собственного пути. Следование традиционным консервативным ценностям привлекает к нам ныне новых союзников. Социальный пессимизм, пришедший вместе с западными ценностями, меняется на созидательный оптимизм. Нас ждет дальний космос и великое будущее!
Нам не нужно отрываться от корней, и следует чаще перечитывать Николая Федорова, Николая Лосского и других русских философов, в трудах которых есть ответы на вопросы и об особом пути России, и об индивидуальном пути каждого человека.

Комментарии