Эдуард Кубенский пожаловал в Воронеж
Эдуард Кубенский – архитектор, президент НФ «Фонд архитектуры и дизайна», сооснователь издательства TATLIN (Екатеринбург), генеральный директор и главный редактор издательства, член Союза архитекторов России и Градостроительного совета г. Екатеринбурга. В своем выступлении Эдуард рассказал, на примере города Екатеринбург, как можно изнутри влиять на городское пространство, отбросив условности и «правила». Проекты, которые им были воплощены и его единомышленниками, дарят вдохновение.
Первый проект, привлекший внимание архитектурного сообщества России и вызвавший неоднозначную реакцию горожан, это «Кладбище домов или Екатеринбург на память», реализованный в 2012г. и просуществовавший несколько лет на разных площадках города. Он представлял 48 кенотафов, на которых в «овалах» вместо фотографий людей были фотографии памятников архитектуры и объектов культурного значения, уничтоженных в Екатеринбурге за последние 20 лет. На всех фотографиях (как и на открытках, специально напечатанных для проекта) был QR-код, при помощи которого можно перейти на официальный сайт проекта и прочитать про каждое здание. Поводом такому манифесту послужил снос памятника конструктивизму в самом центре города 8 мая 2012г.
Логическим продолжением проекта «Екатеринбург на память» стала выставка «Шумел камыш». Она была реализована в 2013г. на одной из улиц города в форме футуристической поляны металлического «камыша», каждый стебель которого – отдельный экспонат, рассказывающий об одном из 400 объектов культурного наследия Екатеринбурга. Все вместе они колыхались на ветру, обращаясь к глубинным противоречиям, лежащим в основе понятия «культурное наследие». С одной стороны, материальная часть неотделима от любого архитектурного памятника, а с другой – в реальных условиях развития городов каждая историческая постройка едва ли может сохраняться на своем месте вечно. Автор задается вопросом, а не лучше ли попытаться сохранить память, чем бороться с ветром перемен?
Другой проект Эдуарда Кубенского «Скрижали» посвящен Кодексу профессиональной этики российских архитекторов. По словам Эдуарда, занимаясь издательской деятельностью и общаясь со многими архитекторами страны, с удивлением и сожалением обнаружил, что большая часть практикующих российских архитекторов либо никогда не читали Кодекс, либо вообще не подозревали о существовании такого документа, в то время как в нём обозначены фундаментальные основы профессии. И решил актуализировать сформулированные в документе положения в художественном проекте. Он представляет собой четыре «каменные» глыбы, на которых «высечен» текст Кодекса. Основой конструкции служит обыкновенный пенопласт, покрытый штукатуркой Derufa, при помощи трафарета нанесен объемный текст Кодекса. Первый раз «Скрижали» были выставлены в 2014 г. в одном из парков «Екатеринбурга», второй в Москве на международном фестивале «Зодчество 2014».
Эти и другие проекты Эдуарда Кубенского демонстрируют как можно влиять и вступать в диалог с жителями и властями города. Еще они удивительны тем, что дарят положительные эмоции и ощущение фантазийности пространства.