Главное – иметь цель
Pulse PRIME встретился с ним и узнал о том, как он стал банкиром, почему так важно заставлять мозг работать и как решиться на необычный эксперимент.
- Владимир Алексеевич, с чего вы начинали свою карьеру?
Владимир Пенин: - Я окончил куйбышевский авиационный институт по специальности «Жидкостные ракетные двигатели». В советские времена каждый молодой специалист должен был отработать 3 года по распределению. В конце пятого курса к нам в институт приехали представители различных предприятий из многих городов, в том числе и из Воронежа. Я выбрал этот город, получив работу в КБХА (Конструкторском бюро химавтоматики). В то время у молодых людей был невероятный патриотический настрой: многие хотели летать в космос, строить космические корабли… Я тоже собирался стать… не меньше, чем Королевым.
За 13 лет работы в КБХА я вырос от инженера-конструктора до заместителя начальника конструкторского отдела. Мне очень нравилась моя работа, я писал диссертацию, занимался изобретательской деятельностью (даже получил звание «Изобретатель СССР»)… Кстати, до сих пор некоторые мои изобретения используются в ракетной сфере. Получил второе высшее образование - окончил математический факультет ВГУ, что открыло новые возможности для моего развития как конструктора. Но тут грянули девяностые годы, которые круто изменили мою жизнь.
- Как вы оказались в банковской сфере?
ВП: - Моя банковская карьера началась в 1994 году. Я и помыслить не мог, что так резко поменяю сферу деятельности. В начале 90-х всем было туго, все пытались выжить. Вот и наш конструкторский отдел разъезжал по стране, пытаясь внедрить в народное хозяйство свои разработки. Так однажды я оказался в Самаре, а там мой однокашник открыл банк. Предложил и мне сделать то же самое. В тот момент я не воспринял это всерьез. А потом, вернувшись в Воронеж, поразмыслил и решил: «Почему бы и нет?».
Среди моих знакомых-авиационщиков был ныне покойный Владимир Викторович Виноградов, возглавлявший тогда «Инкомбанк». Наверное, если бы не он, я бы никогда не попал в банковскую среду. На тот момент она начала бурно развиваться, профессиональных кадров не хватало. Поэтому набирали сотрудников с более или менее подходящим для финансовой сферы образованием и исходя из личностных характеристик. Владимир Викторович считал, что на тех, кто успешно работал в таких сложных отраслях, как авиация и космонавтика, можно положиться. Мне же в свою очередь было интересно все новое, поэтому я согласился. К тому же и платили неплохо.
Отсутствие профильного образования и опыта поначалу компенсировал активным чтением специальной литературы, изучением нормативных актов. В общем, дело пошло. Кстати, через некоторое время получил высшее экономическое образование.
Сейчас, оглядываясь назад, могу сказать: я не любитель революций, однако в них есть один неоспоримый плюс: в такие переломные моменты появляется возможность полностью изменить свою жизнь.
- Сложно ли вам было?
ВП: - Как ни странно, нет. Возможно, я везунчик по жизни, но я и не помню, где мне действительно было сложно. Да, трудности были, ошибки… Но я всегда относился к ним философски. Это поступательный процесс: если ты что‑то делаешь, то рано или поздно обязательно ошибешься. Это нормально. Сложность в тот период жизни для меня состояла лишь в том, что приходилось очень много работать, чтобы достичь приличного результата. А так, после ракетостроения экономика не казалась мне слишком сложной, я быстро вошел в курс дела, втянулся в работу.
- Почему вы перешли в ВТБ?
ВП: - Я пережил все кризисы, которые происходили в России в последнее время. Самым жестоким оказался 1998 год — в тот момент рухнула вся банковская система, в том числе и «Инкомбанк». После того, как его объявили банкротом, нужно было думать, как выживать. Для себя я решил, что работать в банке с госучастием – надежнее. Поэтому я поразмыслил и поехал на переговоры в Москву, в головную организацию «Внешторгбанка», который потом трансформировался в нынешний ВТБ. Мы пообщались с руководством и сошлись во мнении, что в Воронеже надо открыть филиал «Внешторга». Решение было принято очень быстро — буквально за месяц. Практически вся моя команда сотрудников воронежского «Инкомбанка» перешла во Внешторгбанк. Кстати, инкомбанковский костяк до сих пор работает со мной в ВТБ.
- Что вас привлекает в работе в банковской деятельности?
ВП: - Как бы это громко не звучало, но финансируя предприятия, мы тем самым развиваем экономику региона и страны в целом. Моя деятельность предполагает находиться в центре событий, способствовать становлению компаний, возникновению новых производств. Это чувство сопричастности большому делу завораживает, вдохновляет, заряжает энергией. Для меня самая интересная часть работы - анализировать деятельность предприятий, знакомиться с различными отраслями — сельским хозяйством, промышленностью, торговлей... Я посещаю производства, взаимодействую с собственниками и управленцами, каждый раз узнаю что-то новое, в общем, расширяю свой кругозор.
- Возникало ли у вас когда‑нибудь желание все бросить и вести беззаботную жизнь?
ВП: - Нет, никогда. Бездеятельность для мужчины равносильна смерти. Это доказанный медицинский факт. Как только мужчина бросает работу, у него исчезает цель, отпадает необходимость развиваться, двигаться вперед. Нами управляет мозг, и если он активно работает, то не дает умереть телу. Главное — иметь цель.
- Как вы преодолеваете жизненные кризисы?
ВП: - Знаете, у меня никогда не бывает депрессии. Я вообще не понимаю этого состояния. Если же говорить о трудностях, то предпочитаю переживать их в одиночестве. Как говорится, ухожу «в домик» и сижу там до того момента, пока не найду выход из сложившейся ситуации. Нельзя надеяться, что тебе кто‑то поможет. В 99 процентах случаев, если человек сам себе не поможет, ничего хорошего не произойдет. Кроме того, важно никогда не забывать такую вещь: никто никому ничего не должен. Это основной постулат, который сопровождает меня по жизни. А выход, между прочим, можно найти всегда.
- Обсуждаете ли вы свои проблемы с семьей?
ВП: - Нет. Не хочу, чтобы семья за меня переживала, особенно супруга. Пусть живет спокойно (смеется - ред.). Кроме того, во мне с детства воспитано понятие, что мужчина не должен втягивать слабый пол в решение сложных вопросов. Женщине надо только поддерживать своего мужа, это очень важно для каждого мужчины. Как бы мы, сильный пол, не хорохорились, но именно женщина придает смысл жизни, а одному мужчине ничего не нужно.
- Были ли у вас в жизни учителя?
ВП: - Я твердо уверен в том, что все люди, встречающиеся на нашем жизненном пути, могут нас чему-то научить. Поэтому могу сказать, что учителей у меня было много. И я им всем благодарен. Самый легкий способ получить какие‑то знания и опыт — взять и срисовать что‑то у другого человека. Иногда самый простой способ достичь желаемого - просто найти положительный пример, человека, успешного в том, что тебя интересует. Нужно внимательно посмотреть, как он это делает, учесть его ошибки и использовать положительный опыт.
- Какие качества вы цените в своих сотрудниках?
ВП: - Трудолюбие, здравомыслие и коммуникабельность. Я думаю, что этого набора качеств достаточно, чтобы добиться успеха в любой отрасли.
- Как вы считаете, совместимы ли бизнес и дружба?
ВП: - Уверен, что совместимы. А где тогда искать друзей, если не в совместной работе? Могу точно сказать, что, как правило, кредитуют не предприятие, а человека. Если у собственника, управленца есть определенные человеческие качества, которые он проявляет в общении, дружбе, то на него можно положиться и в бизнесе. Конечно, есть поговорка «Дружба дружбой, а табачок врозь», но это не про меня.
- Что для вас работа?
ВП: - Важная и интересная часть жизни. Но не вся жизнь. У меня очень много интересов, поэтому я живу не для того, чтобы работать. Я работаю для того, чтобы жить так, как мне нравится.
- Чем вы занимаетесь в свободное время?
ВП: - Люблю спорт, увлекаюсь им с детства. Со студенческих времен постоянно принимал участие в спортивных соревнованиях: бегал на лыжах, занимался тяжелой атлетикой, играл за сборную института по хоккею… Потом заинтересовался горным туризмом, горными лыжами и катаюсь на них до сих пор. Это тот вид спорта, которым при хорошо поставленной технике можно заниматься вплоть до глубокой старости. Надо сказать, что любовь к спорту я пытаюсь привить и всему нашему коллективу, поэтому мы устраиваем спартакиады, корпоративные спортивные праздники с соревнованиями, в этом году планируем всем воронежским ВТБ сдать нормы ГТО.
Что еще? Люблю читать. До 10 класса я рос в деревне в Оренбургской области. Там почти не было развлечений, зато была библиотека, и я очень любил сидеть в читальном зале. С тех пор сохранил эту любовь, и когда переехал в Воронеж, много времени проводил в Никитинской библиотеке. Сейчас уже не хожу туда. Интернет заменил библиотеку.
- Вы увлекаетесь театром, уже второй год выходите на сцену, участвуя в благотворительных спектаклях…
ВП: - Да, актерство можно назвать еще одним моим хобби. В этом году меня пригласили сыграть роль режиссера Якина в благотворительном спектакле «Шуры-Муры» и я, конечно же, согласился.
- Как вы решились на такой эксперимент?
ВП: - Дело хорошее – помочь одаренным детям. Да и актерская деятельность мне по душе. У меня большой опытпубличных выступлений, потому что в силу своей должности на совещаниях, конференциях я регулярно что-то говорю перед широкой аудиторией. Но, конечно, в качестве актера я никогда раньше не выступал перед таким количеством зрителей. В прошлом году благотворительный спектакль проходил в ВКЗ – это 750 зрителей, в этом году – в оперном театре, зрительный зал которого вмещает тысячу человек. Было очень интересно окунуться в театральную деятельность. Это очень ответственно и волнительно. Своего рода вызов, преодоление. Но мне нравится ощущение победы над собой, своими страхами.
Кстати, я и свой коллектив тоже приобщаю к актерской деятельности. На Новый год, 23 февраля и 8 Марта у нас принято устраивать театрализованные представления. Участвуют все. Руководители – в первую очередь. Я человек еще социалистического воспитания. Тогда считалось, что кроме трудовой деятельности на любом предприятии должны быть еще общественная и спортивная жизнь. И если все это находится в гармонии, то способствует формированию крепкой команды, коллективного духа и дает отличные результаты в работе. Мой жизненный опыт, многолетняя практика руководителя это подтверждают.
- Как вы находили время для репетиций при такой ответственной работе и плотном графике жизни?
ВП: - Время — это своего рода «резинка», и если тебе что‑то нравится, то вопрос «как все успеть» просто не ставится. Когда чего-то очень хочешь, чем-то увлечен - обязательно найдется время. Но все же в последние дни перед спектаклем репетиции в театре были и утром и вечером, это было непросто. Но я учил роль и репетировал в машине - по дороге на работу.
- Волновались перед выходом на сцену?
ВП: - Не буду лукавить – волновался. Как известно, два самых сильных человеческих страха — это страх смерти и страх публичного выступления. Не верьте тому, кто говорит, что никогда не волнуется в таких ситуациях. Вообще, некий трепет внутри перед любым важным делом — это хорошо, потому что это своего рода концентрация внимания.
- Как часто вы ходите в театр в качестве зрителя?
ВП: - Редко, и, как правило, инициатива исходит от супруги. Не могу назвать себя театралом, но, тем не менее, есть пьесы, которые глубоко трогают, которые смотрю с большим удовольствием.
- Кто из российских актеров вам больше всего нравится?
ВП: - Владимир Машков. Он всегда играет физически и духовно сильных людей.
- Владимир Алексеевич, спасибо за интересную беседу. И в ее финале такой вопрос: за что вы любите наш город?
ВП: - Я долго не считал себя воронежцем. Приехал сюда в 1979 году и через 3 года собирался вернуться на родину в Оренбургскую область. Но жизнь распорядилась иначе. Именно здесь, в Воронеже, я встретил свою будущую супругу. Вообще, любовь к местности не появляется просто так - подобные чувства обязательно связаны с человеческими взаимоотношениями. Для меня Воронеж — это город, где я встретил любовь, где живет моя семья, где родились мои дети и внуки. Здесь вся моя жизнь. Именно за это я и люблю этот город●