«Кино – это тяжелый труд большой команды, которая работает, как часы»
– Как Вы пришли в кинематограф?
– Всё произошло случайно. Я уехал из Воронежа служить в армию, в это время режиссер Хусейн Эркенов искал человека на исполнение главной роли в фильме «Сто дней до приказа». Так случилось, что выбрали меня – тогда-то всё и началось. Я не мечтал быть актером, не понимал, что это такое. Наверное, даже в процессе съемок так и не осознал, что произошёл слишком уж крутой поворот в моей жизни.
– В основном зрители видят Вас в криминальных образах, Вам это близко? Может быть, Вам хотелось бы попробовать себя с другой стороны?
– Если я снимаюсь в криминальном сериале, это не значит, что он криминальный от начала до конца. Но, видимо, у зрителей в этом есть потребность. Хулиганы – тоже яркие образы, и это прекрасно. В «Крестном-отце», например, все герои такие. Нельзя сказать, что это плохо или хорошо. Все это художественные образы.
– А бывает так, что герой Вам чужд, и Ваши убеждения с ним не совпадают? Как тогда вжиться в роль?
– Здесь работает то же самое правило. Я, например, не собираюсь быть президентом, даже и не могу себе представить, насколько это тяжело. Это снова образы. Например, я знаю, что в будущем на экраны выйдет фильм про маньяка, который убил 24 женщины. Не знаю, откуда интерес к этому материалу, но уверен, фильм тоже будет художественным, а не документальным.
– Вы принимали участие в фильме Павла Лунгина «Братство», можете рассказать об этом, какие ваши впечатления от этой работы?
– Лунгин – мощный художник. Я бы сказал, что Павел Семенович работает… загадочно. «Братство» – это фильм про Афганистан, в основу положены реальные события, связанные с малоизвестной операцией по выводу из Афганистана 108-й мотострелковой дивизии. Кто-то считает, что не стоило касаться этой темы, я так не считаю. Я пошел в армию добровольно (это было в 1988- 1990 годы), и сам много раз порывался поехать в Афганистан, чтобы помогать вывозить технику.
– В фильме «Братство» сложный и тяжелый материал, а вот фильм «Каникулы президента» - комедия, где вам сложнее работать?
– Это только на экране мы видим комедию, а на съемочной площадке разворачивалась настоящая трагедия. Вообще кино – это тяжелый труд большой команды, которая работает, как часы. Прошлой осенью я побывал на съемочной площадке на острове Ольхон на Байкале: этих людей можно назвать героями. Они выдерживали смены по 3-4 часа на холоде – 18, ветер был 25 м/с, у светотехников и механиков от мороза трескалась кожа на руках, но команда продолжала работу. Я хочу сказать одно: прежде чем фильм стал комедией, нужно приложить немало усилий.
– Вы говорили в одном из интервью, что раньше актеры были глобальные, масштабные. Кто из актёров вас вдохновляет и восхищает своим примером?
– Сейчас немного другие артисты. Я считаю замечательными актерами Евгения Миронова, Владимира Машкова, Рамиля Сабитова и многих других. Перечислять их можно долго, но все они жили в другом времени. Недавно, к сожалению, ушел из жизни Павловский - режиссер фильма «Зеленый фургон». Я считаю, что там одна из лучших ролей Харатьяна, я посмотрел этот фильм, наверное, тысячу раз, и надеюсь, что еще две тысячи раз посмотрю.
– Где Вам больше нравится сниматься – в сериалах или в полнометражных фильмах?
– Я не стал бы разделять эту работу. Когда снимаешься в сериале – точно так же работает камера, и все происходит один в один, как и на съемках художественного фильма. Правда, в сериалах немного другой подход, который тоже увлекает: в течение съемочного дня нужно отснять гораздо больше материала, а значит, «выработка» адреналина больше.
– Как Вы относитесь ко второстепенным ролям?
– Замечательно! Вообще кинематограф, в отличие от театрального искусства – это спринтерская дистанция: ты должен пробежать очень быстро, но короткую дистанцию. То же самое и с небольшими ролями.
– Есть ли что-то, что для Вас является символом Воронежа?
– Символы Воронежа можно долго перечислять – не хватит и дня. Например, озеро на Минской, неподалеку от которого я жил в юности. Истребитель «Миг-21» в Юго-Западном районе. Наверное, всё это и есть Родина. Вы можете подумать, что я уехал в Москву молодым человеком, и уже не считаю себя воронежцем. Но это не так. Я даже помню, что лет восемь подряд колесил по Москве на автомобиле с воронежскими номерами и не спешил их менять. У меня на эту тему нет никаких комплексов.