«Люблю свою фамилию. С ответственностью в придачу»
В эксклюзивном интервью Варвара Визбор рассказала журналу PulsePRIME о том, как отражается в ее творчестве богатое наследие и почему она предпочитает работать без продюсера.
В сентябре 2015 года Вы приняли участие в слепых прослушиваниях телевизионного шоу «Голос», но не прошли отбор. Однако именно это дало толчок Вашей карьере. Что заставило не опустить руки?
Шоу «Голос», безусловно, было для меня очень ярким и запоминающимся событием. Я понимала, что не самая сильная вокалистка, но само участие в этом проекте стало праздником. Конкурс оказался поворотной точкой в моей жизни, чему я сама до сих пор удивляюсь. И ничуть не жалею. А руки опускать никогда не приходилось, тем более, на тот момент уже шла работа над моим новым альбомом «Варежка».
Расскажите о своем участии в популярном фестивале «Усадьба Jаzz».
В 2015-16 годах нам с группой посчастливилось участвовать в этом фестивале в четырех городах: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Воронеже. Каждый город запомнился по-своему. В Воронеже, например, нас поразила невероятно красивая локация: концерт проходил в парке старинного Дворца Ольденбургских, и мы со зрителями словно перенеслись в те таинственные, волшебные времена. Мне так понравилось, что после концерта я точно решила, что обязательно однажды вновь вернусь в Воронеж.
Вам больше нравится выступать в рамках фестивалей или с сольными концертами?
Самое приятное — выступать перед «своими» людьми, а в каком формате — абсолютно не важно.
У Вас вышло немало клипов («Мюнхгаузен», «Якутяночка», «Люся», «Сумерки», «Ты мое дыхание», «Эхо», «Падал снег»). Какова Ваша роль в работе над ними?
Каждый раз эти «роли» разные: я придумываю идею, сюжет, место действия, стиль, а иногда просто полагаюсь на режиссера. Последнее слово всегда за мной. Клипы на дуэтные песни («Якутяночка» и «Эхо») были сняты командой L’One, а я была приглашенным артистом. Забавно, но в основном я всегда недовольна результатом съемок. Уверена, мое лучшее видео еще впереди.
Вы сотрудничали со многими исполнителями. Какой из звездных тандемов особенно запомнился?
Каждый дуэт по-своему дорог мне. Конечно, наиболее широкий резонанс и коммерческий успех имел трек, записанный совместно с репером L’One — «Якутяночка». Благодаря этому дуэту мы и познакомились с Леваном Горозией, который оказался очень глубоким и интересным человеком. Замечательные братья Кристовские (Uma2rman), а также группы «Белая Кость (Айсберг)» и «Марсу нужны любовники» тоже вошли в мою жизнь, именно благодаря совместному творчеству.
Накладывает ли на Ваше творчество дополнительную ответственность тот факт, что Вы внучка прославленного барда Юрия Визбора и носите его фамилию?
Люблю свою фамилию и ее отпечаток. С ответственностью в придачу (смеется — прим ред.). Конечно, дедушку хорошо знает более старшее поколение — люди, рожденные в СССР, поэтому лично мне в карьере фамилия никак не помогает. Но так получилось, что я просто не представляю своей жизни без песен деда и бабушки. Они для меня — бесконечный источник доброты и мудрости.
Сегодня Вы делаете кавер-версии композиций Юрия Визбора и Ады Якушевой, меняя стилистику. При этом признаетесь, что Вам никогда не нравился жанр «авторская песня», в отличие, например, от джаза. Расскажите о своих музыкальных предпочтениях в повседневной жизни?
В широком смысле я не являюсь любителем именно «бардовской песни», так как под этой вывеской звучит не всегда то, что мне нравится. Каждый автор уникален. Поэтому я, скорее, поклонница отдельных личностей. Также не могу назвать себя и тонким ценителем джаза. Наоборот, я в нем полный профан. В музыке предпочитаю смешение жанров, как и в искусстве в целом. Главное — эмоции, искра.
Вы принципиально решили работать без продюсера. С чем это связано?
В творчестве я сама себе продюсер. Это моя позиция. Вокруг меня есть замечательные люди, с которыми я советуюсь, учусь у них и сотрудничаю с ними. С одной стороны, у меня как у независимого музыканта есть свобода действий и выбора. С другой стороны, все риски и затраты тоже полностью на мне. Золотая середина лишь в мечтах.
Как публика, привыкшая к «массовому продукту», относится к необычному материалу, который встречается в Вашей музыке?
Действительно я люблю стихи — и современников, и поэтов Серебряного века… Например, в моем альбоме есть песня на стихи Марины Цветаевой «Нежный призрак» (из моего любимого цикла «Стихи к Блоку»). Иногда, заглянув в прошлое, можно найти много вдохновения и изящества, которых сейчас так не хватает. Моя публика созвучна мне и, судя по всему, нам нравятся схожие вещи.