Онлайн-бизнес начинается с трансформации мышления
в 2016 году дарья Шанс продала fаshion-бизнес в Испании, начала работать бизнес-коучем, а к 2019 году запустила успешную онлайн-школу. «Мне нравилась
модная индустрия, но для масштабирования любого офлайн-проекта требуются серьезные вложения, — рассказывает Дарья. — Все мои доходы уходили на погашение кредитов. Стало ясно, что мне нужен другой тип бизнеса — сейчас я живу в париже, управляю командой удаленно, путешествую 250 дней в году и абсолютно счастлива».
Елена Алехина поговорила с Дарьей спективах рынка онлайн-образования и о том, что мешает успешному старту и как запустить свой онлайн-курс с нуля.
1. Рынок онлайн образования в России — это голубой океан. В марте-апреле люди хлынули в онлайн, думая, что инфобизнес — это волшебная таблетка, которая мгновенно поможет поправить финансовое здоровье. На самом деле волшебной пилюли нет, но в целом рынок онлайн-образования в России —
это настоящий голубой океан. В США и на Западе по–другому: он поделен на узкие ниши. Например, в США нет коучей, которые бы вели курсы
по похудению — они ведут курсы по похудению для женщин от 55 до 60 лет. Также нет смысла создавать онлайн-курс по французскому языку — надо назвать его, скажем, «Некоторые аспекты грамматики французского языка для пастухов из Детройта». В России же постоянно появляются курсы для очень широкой аудитории, и у них есть покупатели. Скорее всего, через 2-3 года нам тоже придется делить рынок на узкие ниши. Эта тенденция на лицо: я вижу это по стоимости рекламы. Сейчас клик по рекламному баннеру обходится мне в
50 центов. Каждый зарегистрировавшийся на вебинар человек — 1 доллар, каждый зритель — 3 доллара. Это высокая цена, но для твердых ниш (бизнес, финансы, продажи, языки), это нормально, потому что боль аудитории, то есть потребность, намного выше, чем в мягких нишах (живопись, танцы, отношения). Там цена клика может составлять всего 20 центов.
2. Инвестиции на старте — не решающий фактор: онлайн-бизнес — это возможность зарабатывать, благодаря своим талантам и знаниям. Если вы уверены в своем продукте и у вас есть стартовый капитал (как это было у меня), лучше с первого дня нанять команду как минимум из 5 человек: если бы я сделала именно так, мой бизнес рос бы гораздо быстрее. Если денег на это нет, поначалу придется все делать самому, а как только появится возможность — стоит нанять помощника, иначе есть риск погрязнуть в операционных процессах. С чего начать?
• Сделать тест минимально жизнеспособного продукта (MVP). Это может быть вводный вебинар, в рамках которого вы «закрываете» людей на продажу планируемого полноценного курса. Как только наберется 5-6 человек, начинайте записывать курс, дав людям домашнее задание и сказав: «Подождите
пару недель до старта». За это время вы запишете несколько уроков, а потом будете создавать их параллельно с обучением людей.
• записать несколько видео или небольшой онлайн-курс и попытаться продать его.
• Предлагать личный коучинг на ту тему, которой вы хотите посвятить онлайн-курс. В ходе консультаций рассказывайте о полноценном курсе, который еще не создан — таким образом, вы увидите, готов ли рынок проголосовать за вашу идею деньгами. Чтобы затем бизнес, нужно вкладывать в развитие от 20 до 40 % прибыли.
3. Запуск онлайн-бизнеса надо начать с трансформации мышления. Я вижу это на примере своих учеников, которых сейчас порядка 300 Обстоятельства всегда нейтральны, важно лишь значение, которое мы присваиваем событиям — от этого зависят наши мысли, они влияют на наши эмоции, которые порождают действие, отвечающее за результат. Как сказал Ретт Батлер в романе «Унесенные ветром», «большинство людей почему-то никак не могут уразуметь, что на крушении цивилизации можно заработать ничуть не меньше денег, чем на создании ее». Именно для того, чтобы видеть в любой, даже
кризисной ситуации, возможности, и нужно особое мышление.
4. Личный бренд — это не роскошь, а необходимость. К сожалению, не всегда личный бренд соответствует компетентности и знаниям человека: есть огромное количество умных, но неизвестных людей, которые не понимают, как важен пиар. На самом деле доход бизнеса и возвратные инвестиции напрямую зависят от вашей известности. Люди не любят покупать у новичков — они предпочитают заплатить больше, но тому, кого знают. Разница, которую человек платит за имя, — это та эмоция, которую он хочет испытать, приобщившись к бренду.
5. Ошибки, которых нужно избегать при подборе команды.
• Плохо тестировать людей. Хорошо помогает формула продуктивных работников. В книге «Война за таланты», которая представляет собой осмысление результатов исследований компании McKinsey, рассказывается о том, что лучшие работники обладают тремя качествами: продуктивность, вовлеченность, положительные личностные характеристики. Кроме того, я придерживаюсь правила: нанимай долго — увольняй быстро, ведь цена плохого найма —
от 3-х до 6-ти месячных окладов сотрудника (согласноисследованиям компании PwC).
• Полагать, что люди могут быть мультифункциональны. Если мы говорим о стартапе, то комбинировать функции сотрудников — это нормально, но когда компания растет, их нужно разделять.
• Избегать неудобных разговоров.