С музыкой по пути
Журнал PulsePRIME расскажет о рабочих моментах и закулисной жизни известного шоумена.
Как проходит творческий процесс?
Репертуар мы определяем коллективно, я ничего никому не диктую. Конечно, бывают и сомнения, и споры. Например, я предложил хором спеть песню «Ах, какая женщина». Она ассоциируется с кабаком или рестораном. Но если ее спеть мужским унисоном, то получится этакий бунт мужчины, который не может найти свою женщину, свой идеал. Это надо спеть почти как григорианский хорал, как гимн неразделенной любви или как гимн поиску мужского идеала. Но артисты как-то вяло отреагировали на мое предложение, а давить на них я не стал. Все зависит от того, как преподнести песню. Иногда можно высоким профессионализмом поднять уровень любого андеграунда.
Как удаётся на сцене показать способности каждого участника хора?
У нас хор солистов. И программа составлена так, что у всех артистов есть свой сольный номер, визитная карточка. Каждый мог бы быть успешен сам по себе. Но в «Хоре Турецкого» талант каждого возводится в десятую степень! Мы друг друга заряжаем идеями, дополняем и вместе выдаем такую мощную энергетику и фейерверк эмоций, ради которых и приходят на наши концерты.
Как удаётся совмещать работу над проектами «Хор Турецкого» и SOPRANO?
Когда есть разные творческие платформы — всегда есть развитие. Работа с женским коллективом отличается. Если в «Хоре Турецкого» я лидер и непосредственный участник, то в SOPRANO выполняю роль продюсера, наставника. Женский коллектив — это другая энергетика и идеология. Я не делал ставку на SOPRANO как на инструмент для заработка денег. Это мое творческое выражение, я вложил туда умения, душу и профессионализм и получил шикарный результат. Я всегда в шутку говорю, что женат на «Хоре Турецкого», а SOPRANO — это любовница, и она должна была понимать, на что идет (смеется — прим. ред.).
Вы долго шли к славе. Бывали моменты, когда хотелось все бросить?
Изначально в наш проект никто не верил. Ведь примеров, когда люди с классическим образованием «двигаются» в сторону эстрадного шоу, в нашей стране еще не было. Академические критики считали нас предателями высокого искусства, эстрада — «белыми воронами». Прошел не один год, прежде чем мы утвердили свое право на существование, нашли золотую середину.
Какие композиции из репертуара хора вам нравятся больше всего?
Я обожаю песню Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова «Надежда». Мне кажется, это песня нескольких поколений, и она всегда будет актуальна, потому что в ней содержится глубочайший смысл и у нее невероятные, проникающие в самое сердце содержание и мелодия. Когда мы поем вместе с залом, то хочется иногда перефразировать и спеть: «Россия — наш компас земной…». В этот момент искренность достигает своего предела, все зрители поют с тобой хором и гордятся, что живут в великой стране, у которой есть большое прошлое, богатая культура и светлое будущее. Это сложно передать словами.
Вы многодетный отец. Как удаётся совмещать гастроли и заботу о семье?
Быть хорошим отцом — вовсе не означает двадцать четыре часа валяться дома. Это значит обеспечить своим детям удобную, комфортную жизнь, дать образование, передать свой жизненный опыт. Это, к счастью, у меня получается (улыбается — прим. ред.).
Вы часто прибегаете к методу «общения с публикой» на концертах. Как удаётся расположить зрителей?
Люди не хотят видеть самолюбование артиста, им нужно ощущение сопричастности. Еще Карл Маркс говорил, что в искусстве очень важен принцип сотворчества. Вот и музыка должна затрагивать коллизию именно твоих взаимоотношений, тогда ты можешь до-сотворить. Мы с людьми разговариваем прямо во время пения, и это завораживает… Так мы диктуем свой формат, создаем его вместе с людьми, ломая стереотипы и, похоже, опережаем свое время.
Однажды вы сказали, что ваш отец всегда считал себя везунчиком. Можете то же самое сказать про себя?
Я анализировал нашу гастрольную жизнь. За 28 лет у нас было более 6 000 выходов на сцену и ни одного отмененного концерта по состоянию здоровья. Нам действительно повезло. Но за этим везением — колоссальный труд. Костяк коллектива — те артисты, которые стояли у его истоков и пришли в коллектив еще 18-летними парнями. Еще несколько солистов пришли в группу недавно. Но настоящий талант всегда имеет шанс оказаться в наших рядах.
Автор: Екатерина Жукова.