Важно не бояться рисковать
Два года назад певица заняла вторую строчку в рейтинге самых востребованных сопрано мира. Кроме того, после дебюта в Сиднее летом 2018 года певицу номинировали на звание лучшего интернационального артиста Австралии (победителя объявят позже). Мы застали Ирину в Воронеже. Беседуя с ней, не можешь не думать, что она — словно музыкальная шкатулка, тончайший механизм, обладающий невероятным звукоизвлечением.
О рабочем графике
Мой график расписан на 3-4 сезона вперед: я уже знаю, где буду выступать в 2022 году. Однако случаются и экстренные изменения, например, если приходится подменять артистов. Однажды мне позвонили в день спектакля из Парижа. В 12 дня я садилась в самолет, а в семь вечера уже выходила на сцену. Но вообще люблю все планировать. У меня бывает по пять премьер за сезон. Так, сезон 2018-2019 в сентябре я открыла в Королевском театре в Мадриде, где исполняла партию Маргариты в «Фаусте» постановки режиссерской группы «Фура дель Бауш». Вскоре еду с выступлением на Тенерифе (это Канарские острова). Оттуда лечу в Сеул, где участвую в новой постановке «Богемы» в корейской национальной опере. В январе у меня концерты: в Пекине буду петь на одной сцене со звездой итальянской оперы Лео Нуччи, в Париже — с Пласидо Доминго. На январь намечен дебют в роли Электры в Вене, потом работа над спектаклем в «Ковент-Гарден». Весной хотела бы выступить в Большом театре. Надеюсь, его расписание и мой напряженный график совпадут. В Большом я дебютировала в 2016 году. Забавно, что после 16 лет карьеры это было мое первое выступление на сцене главного театра моей родины. По иронии судьбы до переезда в Италию я не прошла пробы туда.
О начале карьеры
Я стала солисткой воронежского Театра оперы и балета в 20 лет, на третьем курсе. Там проходил концерт Академии искусств, я исполняла арию Сомнамбулы. Как только закончила петь, на сцену с огромным букетом поднялся директор театра и сказал: «Я вручаю эти розы нашей солистке». Так меня приняли в труппу. С 2001 по 2003 год я участвовала в постановках «Искатели жемчуга» Михаила Бычкова и «Царская невеста» Валентины Александровой. Окончив академию в 2003 году, много выступала на конкурсах. На одном из них, в Австрии, меня пригласили на прослушивание к Риккардо Мути. Срок действия моей визы истекал на следующий день, нужно было срочно возвращаться домой, но ради шанса попасть в «Ла Скала» я решилась ехать ночным поездом до Милана без визы. Было страшно, но, к счастью, документы не проверили. Прослушивание прошло успешно. Так я стала учиться в Милане в академии при «Ла Скала» и участвовать в постановках театра.
О слушателях
В каждой стране исполнителей благодарят по-разному. В Австрии и Италии ты можешь целый час раздавать автографы. Там есть меломаны, которые пристально следят за карьерами оперных певцов. В России дарят очень много цветов (такого я нигде больше не встречала!). А, к примеру, в Японии, где срывать цветы считается кощунством, мне преподносили снеки из водорослей.
О работе над голосом
Работа над голосом — кропотливое занятие. Это одновременно и творческая работа, и тренировка, напоминающая спортивную. Натренированность певческого аппарата позволяет выдерживать сложный график. Помню свои первые выступления, после которых теряла голос, не понимая, как это — «переорать» весь оркестр. Научить певца управлять его невидимым багажом — большое искусство. Мне повезло, что я встретила своего учителя —профессора академии искусств Михаила Ивановича Подкопаева. Он живет в Воронеже. И когда мне нужна встряска (раз в полгода обязательно), приезжаю в гости к своему строгому учителю.
О семье
Совмещать семью и карьеру нелегко. Моему сыну 8 лет. Когда он был маленьким, я возила его с собой. Поскольку теперь он школьник, у него не выходит везде сопровождать меня. У сына есть друзья, свои интересы — теннис, фехтование, плавание. Думаю, это правильно: помимо дома и семьи, у ребенка должна быть и своя жизнь. Отношения между мамой и ребенком складываются гармонично, если мама — реализовавший себя человек.