Вдохнуть новую жизнь в старинные предметы

Любимый художественный прием Алексея Бочкова — заполнить пространство уникальными предметами, каждый из которых хранит свою историю. У него есть собственная формула поиска удивительных вещей: фортуна, правильно настроенное зрение и идея.

Большую часть мебели для своих проектов Алексей Бочков придумывает сам. «Сначала рождается идея, образ. Или появляется предмет, вокруг которого разворачивается композиция. В моей жизни всегда случалось так, что вещь находилась именно в тот момент, когда она была нужна, словно появлялась из ниоткуда», — рассказывает он.

От первой находки...

Моя первая удивительная покупка случилась на маленькой антикварной выставке, которая проходила в старинной крепости одного итальянского городка (это было в мою первую рабочую поездку в Италию). Тогда я нашел деревянную флорентийскую люстру. Она была в ужасном состоянии, но привлекла меня. Я представлял, как однажды она украсит интерьер моего дома (забавно, но пока шел с нею к своей машине, у меня дважды пытались ее перекупить). Сегодня эта люстра нашла свое место в одном из моих проектов.

Каждый раз, покупая вещь, я интересуюсь ее историей. Например, недавно выяснилось, что фарфор, который когда-то я приобрел для своей коллекции, — это работа известных мастеров. Однажды мне довелось купить затертую оправу от старинной чернильницы (сама колба была разбита) — на ней я обнаружил клеймо, знаменитой французской фабрики-производителя столового серебра.

...До целой коллекции

На сегодняшний день у меня уже собралось огромное количество винтажных предметов. Коллекция постоянно пополняется.

Когда в 2017 году журнал SALON-interior наградил меня премией за интерьер квартиры в Москве в номинации «Интерьер-стилизация» за креативную интерпретацию стиля лофт, у меня родилась идея создать книгу. Точнее, альбом. На самом деле, работая над проектом, я просто создавал интерьер, в котором присутствовали отдельные индустриальные элементы.

Сегодня лофтом называют любое пространство, где присутствует кирпич, открытые коммуникации, проводка и вентиляционные трубы… В своей книге я хочу рассказать о моем понимании лофт-пространства и показать предметы, которые могут в нем присутствовать. В моей коллекции их немало — мебель, бра, люстры, в том числе выполненные совместно с итальянскими ремесленниками по моим эскизам. В книге будут представлены все эти истории, фотографии предметов и объектов, созданные как мною, так и моими друзьями-архитекторами из разных стран. Мне хочется этим поделиться.

Антикварная мебель и ее энергетика

Каждый предмет несет в себе особую информацию, и не все сегодня готовы жить в таком окружении.

Я же влюбляюсь в предметы, которые встречаю, и для меня абсолютно не важно, какую ценность они имеют. Главная цель каждой моей покупки — эмоции, я прислушиваюсь к своему внутреннему голосу.

Признаюсь, несколько раз случалось так, что я отказывался ему верить и сильно жалел об этом. На одной выставке наткнулся на часовой механизм, некогда украшавший старинную башню. Он поразил меня, но в тот момент мне не удавалось придумать, как использовать его в проектах. Я прошел мимо. Спустя время мне пришло в голову огромное количество прекрасных идей и решений, и я понял, что совершил огромную ошибку… Но было поздно. Я начал искать. Даже нашел в России музей, где был представлен очень похожий экспонат… С тех пор всегда очень трепетно отношусь к тем подаркам, которые преподносит мне судьба.

Работа над проектом — это погружение в историю

Один заказчик хотел, чтобы я создал для него такой дом, от которого бы веяло стариной, который производил бы впечатление фамильного особняка. Чтобы осуществить его мечту, я много ездил по городам Италии, изучал историю, материалы, технологии укладки, общался с коллегами-архитекторами.

На одной из выставок познакомился с производителем глиняной плитки, которую до сих пор изготавливают по старинной технологии. В летний период мастера вылепляют плитку разной формы и оставляют ее сохнуть на солнце до осени — до тех пор, пока не начинают топить печи. Затем они закладывают ее в дровяную печь, где всю зиму она обжигается. Такая плитка получается разноцветной, разнофактурной, живой…. Этот материал требует особой технологии укладки, но впоследствии его лишь нужно натирать специальным воском. Я создал немало проектов в Англии, Италии и России с ее использованием.

Существуют и такие выставки, на которых можно купить антикварный пол, украшавший когда-то старинные замки. Давать новую жизнь антикварным предметам — интересно.

Для одного из проектов я искал камин. В Лондоне набрел на галерею, где нашел то, что нужно. Мы обо всем договорились с коллекционером, но в камине не доставало дымовой шахты. Ее нужно было доделать.

Мой партнер предложил проехать по окрестностям Италии в поисках ремесленников, которые могли бы нам помочь. Поиски не увенчались успехом, расстроенные мы возвращались домой. Я задумался о том, как перекроить весь проект, и случайно свернул не на ту дорогу. Выехали на равнину, где увидели множество парковых скульптур, скамеек, фонтанов из старого камня — с налетом древности, покрытых мхом… Было послеобеденное время, и я не наделся встретить владельцев. Но когда на удачу я позвонил в дверь, мне открыла хозяйка фабрики: по случайности она задержалась на производстве. Сложно поверить, но, войдя, я увидел элементы своего камина! Мы разговорились и выяснилось, что именно эта женщина занималась реставрацией того самого — моего камина — для английского коллекционера. Я бы назвал это настоящим чудом!

Место антиквариата в интерьере

Можно разместить современную мебель в историческом интерьере или наоборот. Но есть тонкая грань, которую нужно чувствовать. Для этого важно научиться разбираться в предметах, стилях, эпохах. В Лондоне, например, есть антикварные улицы, которые уже давно стали туристическими местами, обязательными для посещения. В Италии выставки, посвященные дизайну, и выставки антиквариата посещают семьями, независимо от профессии (даже берут с собой маленьких детей).