Greta Bowie: ретро-дива и…электрик-любитель
Будучи открытой разным вариациям искусства и находясь в вечном потоке применения своих талантов, Маргарита Черняк прошла путь от студентки-швеи до танцующего диджея Greta Bowie, организатора «Вечеров пожирателей винила», фестиваля «Электричка» и создателя собственного документального кино, плодотворно занявшись исследовательской работой наследия Бастера Китона – легенды черно-белой комедии и главного конкурента Чарли Чаплина на рынке зарубежной киноиндустрии. И в противовес утверждению, что с появлением интернет-трендов и гаджетов молодежь уже не та и бездумно копирует друг друга, девушка, меняющая цветные парики со скоростью неонового света, возглавляет уникальную плеяду людей – оригинальных, стильных и верных своим интересам. «Каждый должен быть произведением искусства – или носить на себе произведение искусства» цитируя Оскара Уайльда, Грета отвечает на один из вопросов нашего интервью.
Ваш стиль в одежде достаточно экстравагантный, графичный и абстрактный - микс русского конструктивизма и «новой волны» 80-х годов. А что насчет цифровой графики? Как бы ее охарактеризовали?
Все мои интересы, так или иначе, оказывают влияние не только на мой внутренний мир, но и, безусловно, на внешность. На мой взгляд, мое искусство в большинстве своем автобиографично или является отражением моих идей определенного периода. Соответственно, почти все мои работы тесно связаны и с моей внешностью. Если сказать точнее - они неотделимы. Таким образом, основа моего стиля и в графике - геометрия, конструктивизм и «новая волна» 1980-х годов. Если бы я могла, то с большим желанием перенесла бы собственные иллюстрации в свой стиль одежды буквально. Возможно, я даже сейчас более близка к этому, чем прежде: у меня есть несколько идей, которые я хотела бы по возможности реализовать этим летом. Как сказал Оскар Уайльд: «Каждый должен быть произведением искусства – или носить на себе произведение искусства». Я бы сказала, что одно другому не мешает, и всегда есть к чему стремиться.
Какие художники и графические дизайнеры повлияли на формирование Вашего чувства прекрасного?
С раннего детства моим любимым художником был Василий Кандинский, репродукция одной из его не самых поплуярных картин висела у меня дома в гостиной, и я часами смотрела на это удивительное произведение. В университете на уроках пропедевтики нашу группу познакомили с художниками-конструктивистами, и я поняла, что советская школа дизайна 1920-х, а также Баухаус и Де Стейл – это то, что максимально отзывается в моем сердце. Мой интерес к «новой волне» 1980-х познакомил меня с художниками группы «Мемфис», работы Патрика Нагеля оказали на меня большое влияние. По сути, этот стиль является прямым следствием развития дизайна 1920-х. Немое кино также оказало на меня огромное влияние, потому что многие фильмы снимались невероятно изысканно и вдохновляюще. Другие мои любимые художники: Илья Чашник, Александр Родченко, Ласло Мохой-Надь.
Ретро-тема – ключевая в Вашей арт-деятельности. Как Вам удается настолько гармонично и стильно сочетать наследие «старой школы» с современными тенденциями?
На мой взгляд, все современные тенденции являются переработкой старых идей в том или ином ключе, поэтому я лично не испытываю никакого конфликта в работе. Однако считаю, что полезно не поддаваться на модные провокации. Необходимо пытаться смотреть отстраненно на новые «фишки» и оценивать, будут ли они смотреться спустя 2-3 года интересно или это будет выглядеть смешно и нелепо. Это «нечто» может быть сейчас очень крутым, а пройдет немного времени и станет понятно, что те или иные вещи безвозвратно устарели за очень короткий срок. Существуют вечные приемы, которые никогда не устареют, а стиль – это навсегда.
Виртуальная галерея ваших работ называется PhormantVision, а не GretaBowie, как Ваш творческий псевдоним. Чем обоснован выбор такого названия и что оно означает?
Это как бы игра слов: FORM AND VISION. Форма и видение. Наподобие анаграммы, но F я изменила на PH – на латыни. А еще Vision – дань уважения одной из моих любимых музыкальных нью-вэйв групп.
Несколько лет Вы проработали дизайнером в фирме «Сохо», а затем ушли в свободное плавание для воплощения своих проектов. Полученный профессиональный опыт помогает Вам в настоящее время?
Безусловно, любая работа – это всегда новые знания и самообразование. Я очень многому научилась за те несколько лет работы на фирме, и мне очень понравилось там работать. У нас был отличный коллектив с самого первого дня, мы друг друга понимали и работали очень дружно. Все полученные знания мне помогают и в настоящее время, но я на этом не остановилась, стараюсь постоянно узнавать и изучать что-то новое.
Вы обращаетесь к традиционным техникам рисования или полностью переключились на диджитал?
Большая часть моего времени уходит на диджитал: я занимаюсь версткой сайтов, созданием иллюстраций и монтажом документальных видео. Однако иногда воплощаю свои идеи в физическом обличье, чаще всего создаю картины, и они даже попадают на выставки. К примеру, в мае 2023 года мою работу взяли на экспозицию фестиваля молодежного искусства «Набросок»! Для меня это было очень приятно и почетно.
Как проходила подготовка документального фильма о Бастере Китоне. Как в целом появилась идея популяризировать творчество легендарного актера среди массовой аудитории, большая часть которой не знакома с кинокультурой 20-х годов?
С января 2020-го года я стала частью исследовательской команды сообщества Бастера Китона. Возможно, это звучит немного более масштабно, чем есть: над этим проектом работает несколько человек, но мы единомышленники, как небольшой настоящий НИИ им. Бастера Китона. Практически все мои увлечения приводят меня к тому, что я перестаю быть просто фанатом, а пытаюсь познакомить общественность с объектом своего увлечения. В период изучения собирается так много информации, что это невозможно держать в себе - начинаешь думать об этом и хочеешь делиться со всем миром знаниями и восторгом. Если он вдохновляет меня, наверняка вдохновит и других! Это же так здорово! А когда артист не очень известный, появляется некое чувство несправедливости, хочется это исправить. Вот почему я увлеклась темой исследования Бастера Китона, а когда мы поняли, что достигли в исследованиях кое-каких успехов, решили попробовать создать первый документальный фильм. Главной целью было – сделать его интересно, динамично, и чтобы во время просмотра зритель особо не задумывался, что те или иные фильмы снимались почти 100 лет назад. Искусство Китона выглядит весьма современно и смешно даже сейчас. Это уникальный стиль, заслуживающий внимания.
Ваш проект, фестиваль немого кино «Электричка», получил молодежную премию общественного признания «Вдвижении», выиграв в номинации «Муниципальный проект года». Сложно было привлечь аудиторию на свой самый первый кинопоказ?
Я занимаюсь фестивалем немого кино «Электричка» с 2021 года. Сначала это был маленький камерный фестиваль на территории одного из любимых антикафе в центре города. Но в 2022 году моим проектом заинтересовалась администрация города Светлогорск, и мы показали немое кино в очень живописном месте на променаде. Премьерный показ собрал почти 300 человек! После него зрители подходили ко мне и благодарили за то, что он открыл им новые имена, которые они с интересом, уже дома, начали изучать внимательнее. Кстати, в этом году фестиваль вновь пройдет в Светлогорске!
Модельер, фотограф, танцующий диджей, дизайнер - Вы пробовали себя в разных сферах арт-деятельности. Еще осталась область, в которой вы пока не реализовали свой потенциал?
Я еще и электрик-любитель, не забывайте об этом. Отличу резистор от конденсатора (улыбается. – Прим. ред.) И, кстати, освоила 3D для того, чтобы спроектировать реплику панели для спидометра своего автомобиля - RENAULT 1985-ого года. А вообще, век живи – век учись. Я не знаю, что готовит мне жизнь в ближайшие годы, но, думаю, это не будет скучно!
Текст: Инна Лагун