Начать с нуля

«Стартап» — не просто модное слово, сегодня молодые предприниматели создают яркие успешные проекты. Итоги премии «РИФ Воронеж 2014» еще одно тому подтверждение. Что же такое стартап и в чем секрет удачного инновационного проекта?

Стартап начинается с идеи, причем главное условие: чтобы идея была оригинальной и инновационной. Замыслы многих успешных стартапов казались поначалу совершенно нелепыми. Например, интернет-мессенджер c сообщениями длиной не более 140 символов. Никто не думал, что такой проект выживет в эпоху блогов, зато сейчас Twitter известен каждому интернет-пользователю. Сегодня стартап единственная область, где директором может быть даже студент. К тому же это возможность уйти от офисной рутины и играть по своим правилам. 
Инвестиции в стартапы
Успех стартапов обусловлен возрастом их основателей: по статистике это 20‑25 лет — период, когда у человека есть идеалы, он имеет желание работать и упорство. Существуют много бирж, сервисов по поиску стартапов и их созданию. Есть компании, которые и сами ищут проекты. Так, молодой компании стоит описать свой проект, разослать информацию по подобным биржам и ждать инвесторов.
Инвестиции в стартапы — это венчурные инвестиции, рискованные и быстро окупаемые. Кроме того в стартапы вкладывают средства Бизнес-Ангелы: частные инвесторы, которые осознано идут на 100 % риск, ради идеи. Они не ждут быстрой окупаемости, их цель — долгосрочное инвестирование. Как это ни удивительно, но друзья и родственники — тоже основные инвесторы. В России они, как правило, привносят 50 % средств, а в мире это третий по популярности источник финансов для стартапов. Также существуют большие венчурные фонды, которые инвестируют в новые проекты средства вкладчиков.
Вячеслав Федосеев, автор воронежского стартап-проекта DoctorNet, рассказал журналу Pulse о своем собственном запуске проекта.
Говорят, что для стартапов действует правило: выстреливает 1 проект из 10. Как оно работает?
Вячеслав Федосеев: Это справедливо, причем имеется ввиду, что каждая попытка — это опыт. Едва ли возможно, чтобы первый же твой проект имел успех. Подразумевается, что пока вы сделаете эти 10 попыток, вы набьете шишки по всем направлениям.
У меня у самого все происходило очень сложно и нетрадиционно. С 2003 года я занимаюсь вебом, причем в Воронеже я работал очень мало (в основном это были грандиозные проекты для взрослых известных брендов). Поэтому когда я дошел до собственного стартапа и сбора команды, стало очевидно, что смогу это сделать, причем легко. Но на деле каждый стартапер должен быть готов к сложностям. Не зря же говорят, что когда человек выбирает для себя пусть стартапера, а не работника по найму, то он выходит из зоны комфорта и попадает в агрессивную среду, в которой постоянно нужно выживать: появляется необходимость платить зарплату работника, думать об аренде…
В какой сфере на сегодня, на Ваш взгляд, проще запустить стартап?
ВФ: Каждый должен делать стартап в той сфере, в которой силен. Если ты закончил филфак, то вероятность успешно запустить мобильную игру низка. Кроме того, есть длинные проекты (с длительной окупаемостью), а есть короткие. Если это первый стартап в твоей жизни, необходимо рассматривать краткосрочные варианты бизнеса, которые не требуют много денег на запуск и быстро реализуемы. Мне кажется, что на сегодня в этом смысле наиболее приемлемый вариант — интернет-проект. Хотя знаю,что многие талантливые ребята занимаются разработками, например, в робототехнике. Я знаком с парнем, который создал робота-снегоуборщика, привлек инвестиции, и неожиданно проект выстрелил. Главное правило — верить в то, что делаешь, и не браться за ерунду.
На что в первую очередь ориентируется потребитель, сталкиваясь со стартап-проектом в интернете?
ВФ: В первую очередь, проект должен быть удобным для использования. Конечно, стартап — это некое инновационное решение, которое имеет социальную значимость. И только лишь при помощи креативого дизайна сайта успеха не добиться. Интерфейс проекта должен быть максимально удобен для восприятия, чтобы пользователь понимал, как работать с этим стартапом.
Нужно ли стартаперу непременно иметь обеспеченного патрона?
ВФ: Есть мнение, с которым я полностью согласен: большие деньги на старте портят проект, стартапер должен быть «голодным». Иначе он расслабляется. Когда ты в режиме выживания, ты с острым умом пытаешься найти выход из всех ситуаций. Конечно, я имею ввиду только начинающих стартаперов. Но когда этот уже 6‑7 попытка, а предыдущие были успешные, и у человека есть деловая жилка — это другая картина.
Какие правила нужно иметь ввиду каждому стартаперу?
ВФ: Есть такое понятие Elevаtor Speech (презентация для лифта) — короткий рассказ о концепции продукта, проекта или сервиса. Вообще момент презентации очень важен: по факту за три минуты необходимо рассказать все о своем проекте, не засоряя эфир лишней информацией. Молодые стартаперы часто начинают рассказывать на удивление не важные вещи или же уходить в технологии, в которых многие предприниматели вовсе не разбираются. Соответственно презентацию необходимо вести по определенной структуре: объяснить о команде, уникальности продукта и состоянии проекта на текущий момент.
Еще одно правило: быть настойчивым, иногда даже навязчивым. Я видел, как в перерыве между питч-сессиями молодые люди бежали в буфет за инвесторами, чтобы получить качественную обратную связью. Нужно хвататься за все возможности.
И третье правило: разобраться, кто твоя целевая аудитория, составить максимально подробный ее портрет.
Только тогда станет понятно, в какую сторону поворачивать проект. Я ни разу не встречал таких проектов, у которых целевая аудитория — все люди. Да, бывает, что сложно выявить целевую аудиторию, но она всегда есть. Можно даже построить график: нарисовать оси координат, где х и у — возраст и социальный статус. И начать фиксировать точками каждого своего клиента. Когда вы увидите, где находится сгущение этих точек, вы поймете, кто ваша целевая аудитория. Продукт должен быть строго ориентированным, необходимо отсекать все лишнее сразу, в том числе возможных единичных потребителей.

Стадии развития стартапа:
1. Посевная стадия
(seed stаge)
2. Стадия запуска (stаrtup stаge)
3. Стадия роста (growth stаge)
4. Стадия расширения (expаnsion stаge)
5. Стадия «выхода» (exit stаge)

 

Вячеслав Федосеев,
автор воронежского стартап-проекта DoctorNet.ru, победитель «РИФ 2014» в номинации «Интернет-персона»

Наш фонд работает исключительно на рынке информационных технологий. Речь идет не только об ИТ специализации, но и проектах с весомой ИТ составляющей, например, в сегменте интернет-рекламы или электронных сервисов для образования. Второй критерий выбора — стадия развития бизнеса: нас интересуют компании, находящиеся на стадии раннего роста, приближающиеся или уже перешагнувшие точку безубыточности. Обычно это второй, следующий за «посевным», раунд инвестиций (раунд А). И, наконец, мы «исповедуем» так называемый «кластерный» подход: определяем приоритетные для себя ниши — кластеры, и в рамках этих ниш выбираем интересные для нас проекты, инвестируем в них, привлекая в кластер новые проекты, которые могут дать синергетический эффект. Среди таких ниш — облачные технологии (SааS), ПО и сервисы в сфере финансов, для медицины и образования... Есть также субъективные показатели: для нас важно быть с нашими командами на одной эмоциональной волне. Это повышает качество взаимодействия.
Универсального способа  оценки рисков нет. Многое зависит от стратегии инвестора, экспертизы в его целевых сегментах и здравого смысла. Для кого‑то Deаlbreаker’ом может стать слишком ранняя стадия проекта, а для кого‑то отсутствие прибыли при постоянно растущей выручке. Каждый венчурный капиталист сам определяет границы «зоны комфорта», за которые выходить не собирается. Условно риски можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние — характеристика команды, состояние проекта, динамика развития. Внешние — рынок, конкуренты, клиенты, партнеры и т. д. Терять деньги — всегда критично, но в сфере венчурных инвестиций без потерь не бывает. Другой вопрос — как свести их к минимуму. Мы делаем это за счет нашей инвестиционной стратегии, которая позволяет исключить «рулетку» из работы и отбирать только те команды, которые имеют шансы вырасти в большие компании.
Стоит ли инвестору вмешиваться в ход развития проекта? Все зависит от степени зрелости компании. Бывает, что бизнес уже твердо стоит на ногах и справляется самостоятельно, а бывает, что компания находится на той стадии, когда ей нужна максимальная поддержка. Здесь нужно быть гибким. Нам интересны команды, которые уже чего‑то достигли, но при этом открыты для взаимодействия. В них мы вкладываем не только деньги, но и свой опыт.