Гоголь. Рим. Из третьего в первый.
Выставка рассказывает об одном из путешествий Н. В. Гоголя в Италию, которое произошло в 1843 году - самом малоизученном годе жизни писателя и визионера. Первый том «Мертвых душ» уже закончен в Риме и напечатан в Петербурге. Русский писатель в зените славы снова уезжает в Рим, чтобы поправить расстроенные нервы и работать над второй частью поэмы.
Но у Гоголя есть и неизвестный биографам план. В Риме он должен встретиться с падре Лоренцо Сфорца, францисканским монахом, обладающим даром экзорцизма. В двух письмах Гоголя и Сфорца, которые «восстановлены» на выставке Музея Москвы, мы узнаем об их интересе к подземному комплексу Фракасси и судьбе небольшой капеллы XI века. По непонятным причинам эти строения были покинуты. Падре также пишет о целой эпидемии одержимости в этих местах…
Композиционно выставка состоит из двух частей. Первая часть рассказывает о дорожном происшествии, случившемся с Гоголем на 13-й версте сумеречного российского тракта. Во второй в Италии Гоголь меланхолично прогуливается по благородным руинам Вечного Города до или после бесед с экзорцистом. Он ищет места для акварельных этюдов и размышляет о живых и мертвых душах. Эти размышления войдут в второй том его Opus Magnum.
Эта история воспроизведена в серии 25 фотогравюр, выполненных в технологии XIX века. Атмосферу мистификации поддерживает барочный dub-ambient композитора Игоря Вдовина. Граница между мирами показана в 10-минутном фильме. В экспозиции также представлены предметы эпохи из коллекции Музея Москвы.
Закрытие выставки - 28 апреля.