Мозговой центр гонок: как устроен хронометраж Сочи Автодрома
В прежние годы судьям во время соревнований приходилось стоять вдоль пит-лейн и самостоятельно засекать время на круге с помощью секундомеров. Таким образом, весь хронометраж в буквальном смысле находился в руках маршалов. С течением времени автоспорт сделал большой шаг вперед: автомобили стали намного более технологичными, трассы теперь более безопасны, а системы замера времени – более продвинутыми.
Каждый современный автодром обладает целым комплексом систем для обеспечения судей точной информацией о времени на круге, скорости пилотов и положения автомобилей. Без этих данных контролировать ход гонки было бы невозможно.
Собственная система хронометража установлена и на Сочи Автодроме. Она включает в себя шесть петель-засечек, регистрирующих точное время пересечения каждой отдельной машиной. Одна засечка расположена на линии старт/финиш, она отмечает время начала и завершения круга. Еще три петли интегрированы в гоночное полотно по ходу круга. Еще две дополнительные точки замера времени находятся на въезде и выезде с пит-лейн.
На каждой машине, выходящей на Сочи Автодром, установлен датчик, обладающий уникальным сигналом. Это позволяет серверу точно идентифицировать каждого пилота и считать время для его автомобиля.
Датчик, принимающий сигнал, после прохождения данных через декодер, передает информацию на сервер, где цифры структурируются и позволяют сформировать протоколы заезда в любой необходимой форме, будь то результаты гонки, классификация лучших кругов или полная расшифровка времен круга на каком-либо отрезке.
Собственная система хронометража используется во время любых заездов на Сочи Автодроме, кроме Гран-при России Формулы 1. Для проведения «королевских гонок» Международная автомобильная федерация (FIA) и Formula One Management (FOM) привозят собственный комплект оборудования, датчики для автомобилей, петли-засечки и декодеры для передачи данных на сервер.
Перед началом Гран-при инженеры FIA размещают в асфальте датчики через каждые сто метров. Кроме того, дополнительные транспондеры устанавливаются на главной прямой, чтобы в автоматическом режиме отслеживать положение машин во время старта и в случае фальстарта выявить нарушившего правила гонщика.
Впоследствии информация с датчиков используется не только для подведения итогов заездов, но и для анализа прошедших соревнований инженерами. Вместе с данными GPS показания системы хронометража позволяют выявить слабые стороны автомобиля и понять, на каком участке трассы необходимо прибавить, а где гонщик имеет преимущество.
Автоспорт, будучи высокотехнологичным видом спорта, предъявляет высокие требования не только к машинам, инженерам и гонщикам, но и к трассам, которые сейчас представляют собой современный комплекс вычислительного оборудования, объединенного в одну большую сеть.