Критерии благонадежности организации при работе с НДС.

Актуальность вопросов, связанных НДС, с течением времени только нарастает. В настоящее время это самый проверяемый налог, и налоговики досконально изучают цепочки сделок с позиции благонадежности кампаний. А что же такое благонадежность?
К сожалению, в ГК не существует понятия «добросовестная организация», а проверка благонадежности контрагента не имеет четких критериев. И, в  последнее время, очень актуально встает вопрос выбора источников получения данных о юридическом лице. При этом, проверка на благонадежность не подчиняется специальному алгоритму.
 
Итак, по каким же критериям оценивается благонадежность?

 Существует ряд общепринятых критериев, изложенных в Приложении N 2 к Приказу ФНС России N ММ-3-2/467@ от 14.10.2008:

1. Величина налоговой нагрузки в разы ниже среднего значения по отрасли.

2. Отражение в финансовых документах убытков несколько периодов подряд.

3. Большие суммы вычетов по налогам за отчетный период.

4. Несоответствие темпа роста доходов и темпа роста расходов.

5. Оплата труда работников по документам ниже среднего уровня по региону.

6. Неоднократно граничащие с допустимой величиной показатели, разрешающие применение специальных налоговых режимов.

7. Практически равная величина расходов и доходов.

8. Выстраивание длинной «цепочки контрагентов» без разумного на то экономического обоснования.

9. Отсутствие пояснений на выявленные налоговыми органами несоответствия финансовых показателей.

10. Регулярное снятие с учета и дальнейшая регистрация по новому адресу.

11. Значительное отклонение от среднего значения показателя рентабельности, установленного по данным статистики для конкретной отрасли.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

 

На практике первые 11 критериев достаточно сложно проверить на практике, но проверка благонадежности юридического лица по двенадцатому критерию не так затруднительна. И в приказе подробно рассмотрены признаки такой деятельности:

— отсутствие данных в ЕГРЮЛ;

— отсутствие личных встреч директора (или должностных лиц) при заключении договоров между поставщиками и их клиентами;

— отсутствие документов, подтверждающих полномочия управляющего органа;

— отсутствие сведений о реальном местоположении фирмы, регистрация по одному адресу с другими компаниями;

— отсутствие информации в СМИ, интернете и других источниках.

 

Хотелось бы акцентировать внимание на том, что наличие одного или нескольких критериев может быть вполне достаточным, что и показывает наша обширная практика, чтобы признать организацию «проблемной»,  не вступать с ней в деловые связи, не принимать отчетность и блокировать расчетные счета.

Я настоятельно рекомендую при принятии решения о сотрудничестве с контрагентом проверять его хотя бы по последнему критерию.