Русский фольклор
К этнике сегодня огромный интерес во всем мире. Это и модная тенденция, и процесс самопознания, ощущения себя как человека, как нации. Это не застывшая часть культуры, а живой, динамичный источник для современных творческих решений.
Чем активнее идет глобализация, тем больше мы задумываемся о наших корнях, духовных истоках, традициях и истории народов нашей страны. Как адаптировать сегодня тему русского наследия в современной моде и где найти эти самые источники вдохновения-попробуем это выяснить.
Интересней всего на мой взгляд-это изучение произведений народных скульпторов и живописцев, походы в этнографические музеи, выставки экспонатов художественного фольклора-маски чертей,ведьм,звезды с которыми ходили калядовать, деревянные рогатые головы,овчина с проткнутыми дырами вместо глаз...Здесь и мишки и козы,и головы свиньи, и ласковый осел!..целый маскарад зверей! Cнова маски,снова фигуры медведей,неведомых птиц,чертей и казаков... Мир сказки... сказки, где чередуется добро со злом. Все это дает очень полное представление о традиционной культуре народа.От сюда такая популярность народного лубка-четкого графического узора и ритма,наделенного юмором и локоничным своеобразием.Можно привести в пример работы Ахмадулиной и мои собственные, у меня есть парочку своих и ее новых скейтчев. Переняв черты народных мастеров - мы продолжим традицию.
Часто идут разговоры о красоте и о том как связать традиционное с пониманием прекрасного.Но опираться на традиции прошлого,тоже нужно,не «всем весом» Золотая карета очень красивая штука...Но сегодня нет ничего лучше и практичнее -чем автомобиль с современным оснащением и стильным дизайном...Нужно постараться еще ощутить прекрасное в формах современности. Просто яркость, пестрота-еще не достаточно чтобы изобразить эффектный образ чего-то «Русского»..это широчайший диапазон инструментария передачи образа,для исследования которого понадобится время...Это грандиозное культурное наследие!Достаточно вспомнить Сергея Павловича Дягилева,когда он показал балет «Шахерезада»...где есть связь многогранного народного искусства Востока. Влияние сезонов на всю последующую моду второго десятилетие 20 века было очевидно.Мы часто недооцениваем мощь народного искусства, но если вспоминать о «влияниях»,то здесь явная связь,которой художник Лев Бакст безусловно подвергся при создании легендарных театральных костюмов.На все русское повлиял конечно же и Восток.Это сказалось и в обычаях,дворцовом этикете,одежде.Азиатский вкус проявился прежде всего в тканях:тяжелые шелка-атлас и парча.Такие ткани сохраняли монументальность костюма. Материи вытканные с использованием настоящих золотых и серебрянных нитей,где для придания еще большей роскоши стали вышивать сюжеты из Священного писания-все это наследие Византийской империи со столицей Константинополем.
Фолклор востребован, как никогда! Коллекции насыщены вышивками и орнаментами,заимствованными из народного творчества.Сегодня мы часто встречаем на подиумах мировых Недель моды такие исторические заимствование. Интерес к «Русскому»сегодня велик. Жакард и парча,мех и самоцветы, светятся во многих дизайнерских коллекциях.