По-мужски
Меня поразило, как иногда анализ положения одной сферы деятельности точно отражает положения дел - в другой, родственной, а именно: в области изобразительного искусства, в той области, которую у нас называют современным искусством.
В.Варава пишет:
- Стремление к научной истине в условиях отсутствия какого бы то ни было запроса на истину со стороны общества, считается неоправданной роскошью.
- Реальное стремление к знанию выглядит опасным для чиновников.
- Понижение статуса научной истины соответствует установкам господствующей медийной культуры.
- Культура с отсутствием рефлексивности способствует вытеснению культуры мышления
- Упадок современного научного знания имеет в основании господство определённых вкусов или несовпадения типов мировоззрения
- Министр народного просвещения царской России П. Ширинский-Шихматов произнес свои печально известные слова: «Польза философии не доказана, а вред от нее возможен». После этого было запрещено (на время) преподавание философии в российских университетах.
- Факультеты и кафедры, профессора и студенты, журналы и диссертационные советы, звания и степени, конференции и конгрессы разыгрывают ужасную комедию под названием «философия в вузе».
Приведённые тезисы из статья В.Варавы и сама статья точно выявляют суть положения, при котором философия становится изгоем. Однако, если в этих тезисах словосочетания и слова «философия», «стремление к знанию», «культура мышления», «научная истина» заменить на словосочетание «современное искусство», то становятся ясными и причины, по которым современное искусство вызывает такое неудовольствие или же подвергается профанации.
Сегодня современное искусство, как и философия, вновь в большей степени начинает «гулять на вольных полях»: на квартирниках, лофтах и частных территориях. Площадка ВЦСИ в Воронеже – счастливое исключение. И, как пишет В.Варава: «Претерпевая различные периоды упадка и затмения, философия как стремление к истине, никогда не уходила из жизни». А я добавлю: «Как и новое искусство»