В Воронеж приехал канал «Russia Today»
Визит начался со встречи Тины Бережной с ректором ВГУ, профессором Дмитрием Ендовицким.
– Наша встреча сегодня дополняет картину посещения ВГУ официальными лицами, знаковыми для современности людьми. Студентам очень интересно узнать точку зрения «Russia Today» на события, просиходящие на данный момент, ваш канал пользуется необыкновенной популярностью не только в России, но и в мире, – поприветствовал гостью Дмитрий Александрович.
– Сегодня я бы хотела пообщаться с воронежской молодежью, обсудить с ними очень важную проблему – умение «фильтровать» информацию, не верить всему, что пишут в газетах. Для меня важно, чтобы аудитория была живая и спрашивала то, что их реально интересует. СМИ сегодня может иметь каждый, другое дело – найти свою постоянную аудиторию и заработать репутацию. Большинство площадок либо монополизированы, либо разрозненны. Примеры – Австралия, где СМИ очень сильно монополизированы, и Индия, где более 3500 операторов телевидения, – отметила Тина Бережная.
Гостья рассказала, что уже сейчас вещание RT ведется на английском, арабском и испанском языке, в разработке находится канал на немецком, а также ведутся переговоры о вещании на французском языке. В общей сложности аудитория канала по всему миру составляет примерно 700 миллионов человек.
В продолжение визита советник Генерального Директора по информационным технологиям российского информационного телеканала RT посетила Музей книги ВГУ, где познакомилась с памятниками книжной культуры.
После этого Тина Бережная провела в конференц-зале ВГУ открытую лекцию на тему «СМИ сегодня: инструменты воздействия на молодежную среду», в которой постаралась осветить технологии работы СМИ с наступлением цифрового общества и распространением социальных сетей, приводя конкретные примеры.
– В современном обществе, если вы просто следуете за новостями, вас никто не знает, вы никому не интересны. Как только вы начинаете бежать быстрее, опережая события, вы оказываетесь в центре информационного поля. Современные СМИ отличаются тем, что у них есть и Интернет-портал, и канал в YouTube, и аккаунты в социальных сетях. В отличие от прошлой модели работы, когда повестку дня определял шеф-редактор, теперь ее диктуют сами события и аудитория. В 21 веке каждый, у кого есть мобильный телефон или планшет, – сам себе радио, телевидение, и печатный пресс. Каждый с легкостью может создать собственное средство массовой информации. Однако главное отличие официальных источников информации – это достоверность, – начала свою лекцию с характеристики современных СМИ Тина Бережная.
Советник Генерального Директора по информационным технологиям российского информационного телеканала RT рассказала о новых направлениях развития журналистики: Data journalism («журналистика данных»), суть которой в том, чтобы создавать аналитические статьи на основе цифр, информационных докладов общественных организаций. Массив данных в результате представлен в популярном и доступном для читателей виде. По мнению Тины Бережной, только настоящий журналист может перевести язык данных на язык реальных фактов, увидеть актуальную историю за массивом цифр, а также связь между событиями и восстановить весь контекст события.
Вместе с бурным развитием журналистики поменялась и ее этика. Теперь основными характеристиками профессионального журналиста являются абсолютная честность, внимательное отношение к источникам информации, и умение нести ответственность за публикуемый материал.
В заключительной части открытой лекции Тина Бережная рассказала о способах манипуляции общественным сознанием, которое используют СМИ. Она перечислила основные технологии: стереотипизация, сегментирование, определение (навешивание ярлыков), обобщение, авторитетная рекомендация, перенос отношения, подмена понятий и выстраивание дружественных отношений («свои люди») – и привела яркие примеры. Также лектор рассказала о конкретных методах манипуляции: ложь, односторонне освещение событий, разбавление фактов ложью, «правильная» трактовка фактов, их избирательное предоставление, цитаты, вырванные из контекста, раскрытие правды после того, как событие потеряло свою актуальность.
После лекции Тина Бережная ответила на вопросы аудитории.
– Может ли издание использовать в аккаунтах в социальных сетях формы неформального общения для выстраивания более доверительных отношений с читателем?
– Я считаю, что опускаться до вульгарщины нельзя, использование неформальной лексики с СМИ недопустимо.
– Какой вид подачи информации наиболее уместен сейчас: видео, фото, текст?
– При использовании той или иной формы подачи информации нужно руководствоваться, в первую очередь, здравым смыслом, уместны и эффективны могут быть все формы.
– Существуют ли объективные СМИ?
– Когда появится первый объективный человек, тогда появится первое объективное СМИ.
– Какие жанры сейчас наиболее характерны для Интернет-журналистики?
– Интернет многообразен и велик, аудитория его разнообразна. Актуальны и маленькие заметки, и аналитика, и мнения экспертов, и обсуждения в социальных сетях по одной и той же теме.
– Как, по Вашему мнению, должны взаимодействовать неприкосновенность частной жизни и свобода прессы?
– Всякий человек в своих действиях должен руководствоваться моралью и совестью. Если у него нет понимания, он нарушает свободу другого человека. Журналистикой может называться только подача общественно значимой информации, без какой-либо вульгарности и вторжения в частную жизнь.
– Существует ли понятие, противоположное понятию «информационная война»?
– Я надеюсь, что такие отношения существуют. Развязать войну и сыграть на низменных чувствах человека намного проще, чем воззвать к чему-то высокому. От того, в каком тоне будут общаться между собой СМИ, будет зависеть то, в каком тоне будут общаться государства.