Основы и парадоксы Китая. Часть 1.
Для борьбы с вышеописанной стереотипичной картинкой своего мира китайское правительство приглашает иностранцев, студентов бизнес-школ, различных специалистов.
Конечно, все эти факты в жизни Китая, в той или иной степени, есть.
Но ты приземляешься в суперсовременном аэропорту Шанхая, едешь по многоэтажной автостраде, видишь город небоскребов и здания представительств практически всех ведущих мировых корпораций, совершаешь поездку на несущемся со скоростью 430 км/ч поезде и чувствуешь, что ты находишься в будущем. По крайней мере, именно так его показывают в фантастических фильмах, разве что только автомобили здесь не летают по воздуху.
В течение двух недель мы пытались понять – как вести бизнес в Азии в целом и в Китае в частности. Как ориентироваться в этой стране, полной парадоксов и противоречий, как не утонуть в потоке писаных и не писаных правил цензуры, этикета, политической корректности и иерархических отношений, что понимается под «доверием», как строить деловые отношения, что значит «важность сохранения своего и чужого лица».
Сквозь политически корректные и пропитанные пропагандой речи преподавателей и представителей бизнеса мы пытались хоть немного понять реалии этой стремительно развивающейся и набирающей силу страны. Причем скорость развития и уже не скрываемая сила одновременно и восхищают и пугают. Такое ощущение, что ты видишь будущее и не понимаешь, нравится оно тебе или нет, и есть ли в нем тебе место. И старый анекдот про то, что реалисты учат китайский, уже не кажется анекдотом.
Китайцы уверены – если вы приезжаете в их страну, то должны следовать их правилам игры. Если Вы не хотите придерживаться их традиций и законов общения – лучше не приезжайте. А поэтому – первый шаг – изучайте правила.
Парадоксы и концепция Инь Янь
Представьте себе – долгая история полной закрытости и изолированности страны. И вот в 1979 году правительство провозглашает политику открытости. Страну захлестнула волна иностранных гостей со своими взглядами на мир, стилями жизни, в производство вливаются финансы, привозятся новые технологии, появляется интернет. В Китае начинается бурный период трансформации и модернизации. Такой стремительный скачок от отсталой сельскохозяйственной страны к лидеру мировой экономики, который был сделан за 35 лет, не могли предсказать ни западные аналитики, ни сами китайцы.
В любом другом обществе это могло бы привести к политической дестабилизации, появлению активной оппозиции и даже к революции. Но в основе китайской культуры лежит отточенное веками и базирующиеся на древних учениях умение управлять парадоксами.
Как удалось сочетать коммунистическую идеологию, плановую экономику и капиталистическую модель бизнеса? Взяв самое лучшее из каждой системы, китайцы уверенно строят социалистическую рыночную экономику.
Как удалось воплотить в жизнь великий социальный эксперимент - «одна страна, две системы»? На территории Китая существуют и процветают Гонконг, Макао и Тайвань, у которых свои собственные капиталистические экономические и политические системы, свобода слова и главенство закона в отличие от «главной земли» - материкового Китая.
Как с этим всем сочетаются пиктографическое мышление, даосизм, буддизм, конфуцианство? А также философский военный трактат «Искусство войны» Сунь Цзы и тридцать шесть стратагем, которые учат искусству манипуляции, обмана и выживания. При этом культ «гуань-си» - межличностных отношений – и доверие, как основы бизнеса.
Когда слушаешь все это и видишь это в жизни, мозг взрывается. То, что не укладывается в рамки понимания любого европейца, для китайца полно гармонии и логики. Потому что есть фундаментальная ценность, которая даже вошла в официальную идеологию коммунистической партии, – концепция Инь Янь. Именно она разъясняет все парадоксы, провозглашает право на существование любых противоречий и примиряет их. С точки зрения китайца – не существует «или-или». Есть «и-и». Трудные времена одновременно означают опасность и новые возможности. Без Востока нет Запада. Без ненависти нет любви. Без стабильности нет развития. И как тут найти способ общения при такой разнице менталитетов? И что делать, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно в такой неоднозначной и непривычной деловой среде? Попытаемся разобраться.
Искусство Гуань-Си
В первую очередь каждому приезжающему сюда и желающему добиться рекомендуется овладеть искусством построения Гуань-Си.
Что это такое? Гуань-си - это особый вид личных отношений, подразумевающий глубокое уважение, дружеское расположение и готовность оказать друг другу взаимную услугу или одолжение. Это аналог нашего понятия «связи».
Как только иностранец начинает общаться с китайцем, он для него - «лаовай», просто нейтральный незнакомец, простофиля. И обмануть, провести его не считается зазорным. А для сотрудничества нужно взаимопонимание, уважение и доверие. А как узнать человека с его не деловой, а личной, человеческой стороны? Поэтому любое будущее коммерческое взаимодействие начинается с ритуала построения доверительных отношений – походов в ресторан, экскурсий по знаковым местам, поездкам на корабле, вечеринок в KTV (супер-популярное в Китае времяпровождение в караоке), участия в совместных мероприятиях, взаимных подарков и услуг.
В общении имеет значение все – кто Вас представляет потенциальным партнерам, Ваше знание истории и культуры Китая, социальный статус, возраст, пол, положение в компании, умение не вступать в открытый конфликт и уважать собеседника. Существуют целые ритуалы поведения за столом, произнесения тостов, обмена услугами и подарками, знание которых добавляют монеты в Вашу копилку отношений.
Причем, китайская сторона совершенно искренне старается узнать Вас, понять Ваше истинное лицо. Коллективная психология учит, что совместная работа успешна лишь при условии единения людей, разделяющих общие убеждения и ценности, их слаженных и синхронных усилий для достижения общих целей. Построение сети гуань-си - это настройка внутреннего компаса доверия. Китайским бизнесменам не достаточно знать репутацию компании, они хотят личных доверительных отношений с бизнес-партнером.
Обратная сторона такого подхода – взяточничество и коррупция, кумовство и блат. Этот метод позволяет обходить препоны, создаваемые бюрократической системой и упрощает решение самых сложных проблем. Возможно ли сотрудничество без гуань-си? Возможно, но это очень трудный путь. Построение таких взаимоотношений - процесс длительный и затратный, требующий знания правил общения и этикета, но эти затраты окупаются и определяют конкурентное положение компании на рынке Китая.
Цензура и запрещенные темы
Типична ситуация – иностранная компания решает открыть представительство в Китае. Зная о наличии в стране цензуры, она ожидает, что китайское правительство выдаст некий «черный список» сайтов, слов, выражений и тем, которые подвержены запрету. Очень быстро выясняется, что такой список если и существует, то не поддается разглашению. Вместо этого ей предлагается самой разобраться в тонкостях норм и определить границы дозволенного, основываясь на своем опыте, интуиции и представлении о том, что может не понравиться правительству. Компании предлагается подписать документ, в котором она обязуется «соблюдать законы КНР и защищать социалистический строй». Такая система основана на классической психологической истине: самоцензура - более сильное оружие, чем формальная цензура.
Действие этой политики на себе я ощутила, когда не смогла выйти в Facebook, проверить почту на gmail.com и посмотреть ролики в YouTube. Кстати, что меня искренне удивило – реклама «МММ» Сергея Мавроди, заполонившая местную сеть. Великий комбинатор 20 века решил повторить свой эксперимент в Китае.
Основной инструмент цензуры - «Великий китайский файрвол» на деле является только верхушкой айсберга. Представьте себе, что на службе у государства состоит 2 миллиона специально обученных сотрудников, которые заняты мониторингом социальных сетей и контента сайтов.
Особенностью цензуры является то, что власти позволяют критику правительства, обсуждение коррупции и закрывают глаза на то, что практически все запреты можно обойти при помощи несложных программ или через серверы Гонконга. В то же время, правительство панически боится массовых протестов и любых других форм коллективного взаимодействия граждан. «Цензура в Китае позволяет критику правительства, но заглушает коллективное действие» (Harvard Review).
Абсолютно запрещено продвижение духовного движения Falun Gong, обсуждение прав человека и свободы слова, упоминание событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, так же известные как «события 4 июня» (запрещено даже сочетание цифр 04061989 или 198964), обсуждение ситуации в Тибете. Рассуждения на тему ухода Google с материковой части Китая также не приветствуются. Помимо этого запрещено распространение порнографии.
Во время семинаров у нас постоянно возникал вопрос о политической корректности и цензуре. Однако преподаватели дипломатично обходили эту тему стороной и отвечали, что будучи профессорами экономики и управления, они не в праве обсуждать политику. Когда возмущение аудитории достигло максимума, было принято решение пригласить лицо, уполномоченное вести такие беседы с иностранцами, коим оказался профессор университета по подготовке государственных служащих. В результате мы получили классическую талантливо преподнесенную лекцию в духе института марксизма-ленинизма о ведущей роли партии в деле процветания китайского государства, об уверенном движении вперед в светлое будущее в состоянии гармонии и единения всего общества. Полное ощущение машины времени и переноса в славное пионерское прошлое.
Продолжение следует...