Кинетическая архитектура
Городская среда становится все более дружественной для человека, заброшенные эстакады превращаются в парки, а новые здания не только отвечают высоким требованиям экологичности, но и начинают двигаться! Этому способствует самое интересное, на мой взгляд, направление - кинетическая архитектура.
Ее зарождение началось еще в XXвеке - эпохе авангардистов,- именно тогда в центре внимания появилась "живая архитектура". В 1919 году советский художник-конструктивист Татлин Владимир Евграфович спроектировал башенное сооружение в виде открытого металлического каркаса, внутри которого было подвешено несколько объемов (фактически отдельных зданий), каждый из которых должен был вращаться вокруг собственной оси с разной скоростью. Его проект получил название "Башня III Интернационала". Не менее новаторским решением обладал проект здания издательства газеты "Ленинградская правда" советского архитектора Мельникова Константина Степановича. Согласно концепции автора каждый из этажей должен был вращаться вокруг статичной оси здания, внутри которой находилась лестница и лифт.
Спустя время, с развитием технологий, идеи многих архитекторов смогли обрести форму. В 2001 году по проекту легендарного Сантьяго Калатравы был построен новый корпус Музея Искусств Милуоки в США. Павильон Quadracci ассоциируется с образом огромной белой птицы, раскрывшей свои широкие крылья. Конструктивные особенности здания таковы, что "крылья" могут приводиться в движение для контроля светового потока, поступающего внутрь здания и защиты экспонатов от солнечных лучей.
Еще одним хорошим примером динамического фасада может служить офисное здание Media-ICT в Барселоне, разработанное архитектурной компанией Cloud 9Architecture. Фасад представляет собой ячеистую структуру с включением в нее специальной термооболочки. В период низких для Испании температур она может надуваться, создавая дополнительную воздушную прослойку, препятствующую охлаждению помещений, а летом мембраны выполняют роль солнцезащитного экрана. Такая облицовка позволяет существенно экономить электроэнергию. Кроме того, крыша оснащена солнечными батареями и системой сбора дождевой воды для последующего ее сантехнического использования.
Становлению направления кинетической архитектуры способствовало, вероятнее всего, поиск новых выразительных средств в архитектуре. С помощью архитектурной пластики и форм, решения пространств можно активно воздействовать на восприятие зрителя и руководить его эмоциями. Разве может кого-то оставить равнодушным здание с ежесекундно меняющимся рельефом фасада в зависимости от направления и силы ветра, аналогично тому как это происходит на поверхности воды? Такой проект под названием Vertical Lake разработан австралийской компанией Urban Art Projects. В основу заложена идея естественной кинетики: тысячи алюминиевых элементов закреплены на фасаде таким образом, что создается иллюзия водной поверхности при активном ветре.
Подобные работы отражают стремление уподобить человеческие творения природным созданиям. Кинетическая архитектура уже не воспринимается как форма или конструкция. Она оживляет пространство и меняет наше восприятие. Несмотря на то, что многие интересные проекты пока что остаются только на бумаге по причине дороговизны и сложности воплощения, будущее именно за кинетической архитектурой как за средоточием эстетики, философии, интеллектуальных инженерных решений и зрелищности.