Дни белорусской драматургии
Пьесы «Москоу Дримин» Виталия Королева и «С училища» Андрея Иванова совсем новые – они были написаны во время Международной драматургической лаборатории в Минске в 2016 году. «Три дня в аду» Павла Пряжко и «Лондон» Максима Досько практически не нуждаются в презентации: они не только попадали в шорт-листы драматургических конкурсов, но и были неоднократно поставлены. Пьеса «Летели качели» Константина Стешика уже успела занять призовое место на конкурсе «Ремарка-2017», а на основе пьесы «Синдром Медеи» Юлии Чернявской был создан спектакль в Республиканском театре белорусской драматургии.
В Воронеж приедут драматурги Павел Пряжко, Константин Стешик и Андрей Иванов, которые примут участие в обсуждениях пьес со зрителями. Кроме них, в дискуссиях участвуют авторы проекта Дни белорусской драматургии.
Куратор проекта – театральный критик Кристина Матвиенко (Москва). Составитель программы – режиссер, руководитель Центра белорусской драматургии Александр Марченко (Минск).
Александр Марченко: «С начала двухтысячных направление белорусской новой драмы стало активно развиваться, а белорусские драматурги – осваивать зарубежные пространства. Павел Пряжко, Константин Стешик, Дмитрий Богославский, Николай Рудковский, Максим Досько и другие авторы, как ни парадоксально, приобрели известность за рубежом, а уже позже стали популярны на родине. Их пьесы попадают в шорт- и лонг-листы различных драматургических конкурсов, таких как «Евразия», «Действующие лица», «Ремарка», «Любимовка», а спектакли по их текстам идут во многих городах СНГ и Западной Европы и все чаще появляются в Беларуси».
Кристина Матвиенко: «Главным героем и объектом их «исследований» стала речь: в ее трансформациях, конвульсиях и исчезновении. Причудливые абсурдистские сюжеты скоро сменились на интерес к реальности. И сама невнятность окружающего нас мира, отсутствие нормы и «ГОСТов», анемичность современного человека и расплескавшееся вширь время вдруг поддались белорусам, с обескураживающей точностью подобравшим ключи ко времени и к себе. Павел Пряжко во всей концептуальной красоте его пьес и художнического сознания, а вслед и помимо него – целое созвездие очень разных авторов из Беларуси – обрисовывают в текстах контур реальности в ее непарадных проявлениях и схватывают сложную картину мира, тем самым отстаивая право на пьесу как на важную часть современного театра».
Площадка: Камерный театр (малая сцена). Количество мест ограничено. Необходима предварительная регистрация.
Дни белорусской драматургии – одно из главных событий нашей новой программы «Театр – плюс». В эту программу также войдут лекции перед спектаклями и обсуждения постановок с их создателями. Расписание других событий «Театра – плюс» объявим совсем скоро.
9 июня
12:00 – Юлия Чернявская «Синдром Медеи»
«Синдром Медеи» − трагедия человека с сильными страстями, в которой переплетаются античный миф и современная жизнь.Пьеса была поставлена в Республиканском театре белорусской драматургии в 2016 году.
«В своем поступке моя Медея не будет руководствоваться ни чувством ревности, ни жаждой мщения. Тут я опровергаю Еврипида, Сенеку, Овидия, то есть предлагаю альтернативное понимание», − говорит Юлия Чернявская в одном из интервью.
Юлия Чернявская − культуролог, педагог, литератор. Автор 4 романов, 4 пьес и более 80 статей, опубликованных в Беларуси, России, Украине, Польше, Бельгии и Германии.
После читки пройдет дискуссия с участием кураторов проекта – Кристины Матвиенко и Александра Марченко.
15:00 – Максим Досько «Лондон»
Пьеса «Лондон» с подзаголовком «Посвящается малой Родине и патриотизму (зачеркнуто) космополитизму» была написана в 2014 году. Вошла в шорт-лист фестиваля молодой драматургии «Любимовка» (2014) и получила гран-при на «Конкурсе конкурсов» в рамках фестиваля «Золотая маска» (2015).
«Это сюжет о том, как простой белорусский паренек из города Раков получил гран-при в Лондоне за соломоплетение, едет в Великобританию и ужасно тоскует по родине, не принимая ничего из западной реальности, столь не похожей на свою, сугубо белорусскую действительность, − пишет театральный критик Павел Руднев. − Досько, разумеется, тут изучает феномен специфического простодушия белорусов, продолжая линию Пряжко. Как работает окопное сознание, чистая герметика, самозамыкание».
Максим Досько − автор 7 пьес. Его работы побеждали и участвовали в конкурсах «Свободный театр» (Лондон) и WriteBox (Минск). Пьеса «Лондон» была поставлена в Новокузнецком драматическом театре, Пермском ТЮЗе, ростовском театре «18+» и Могилевском театре драмы и комедии.
После читки пройдет дискуссия с участием кураторов проекта – Кристины Матвиенко и Александра Марченко.
10 июня
12:00 – Андрей Иванов «С училища»
Пьеса «С училища» написана в 2016 году во время Международной драматургической лаборатории в Минске.
Андрей Иванов – драматург, киносценарист, режиссер. Пьеса «Это всё она» вошла в шорт-лист международного конкурса драматургов «Евразия», в основную программу читок фестиваля молодой драматургии «Любимовка» и была поставлена в Беларуси, России, Латвии, Чехии.
Режиссер короткометражного фильма «Дом с привидениями», занявшего первое место на кинофестивале «Код места» в 2013 году в Праге. Пьеса Иванова «Красный волк» вошла в шорт-лист фестиваля «Любимовка-2015». Пьеса «Крестовый поход детей» заняла первое место в международном драматургическом конкурсе «Баденвайлер-2016».
После читки пройдет дискуссия с участием драматурга Андрея Иванова и кураторов проекта – Кристины Матвиенко и Александра Марченко.
15:00 – Константин Стешик «Летели качели»
Пьеса «Летели качели» – о сложности перехода из детского сознания во взрослое – вошла в шорт-лист конкурса современной драматургии «Первая читка-2017» и заняла призовое место на международном конкурсе «Ремарка-2017».
«Герой пьесы Стешика “замуровал” себя в мире песен Егора Летова и потерял осознанный контакт с реальностью. Его ничего не интересует, кроме творчества кумира. При этом пьеса необычайно иронична, кризис сознания “впечатан” в речь героев, и спасительный смысл дает юмор», – пишет Culttrigger.
Константин Стешик – автор более 20 пьес. Лауреат международной премии «Евразия» и спецприза международного конкурса «Свободный театр» (Лондон). Участник международного театрального фестиваля «Новые пьесы из Европы» (Германия).
Пьеса «Спасательные работы на берегу воображаемого моря» победила на фестивале-конкурсе молодой драматургии «Любимовка-2006». Пьеса «Время быть пеплом» вошла в список победителей конкурса «Любимовка-2012». Фильм «Диалоги» по сценарию Константина Стешика участвовал в конкурсной программе фестиваля «Кинотавр» в 2013 году.
После читки пройдет дискуссия с участием драматурга Константина Стешика и кураторов проекта – Кристины Матвиенко и Александра Марченко.
11 июня
12:00 – Виталий Королёв «Москоу Дримин»
Новая пьеса Виталия Королёва «Москоу Дримин» вошла в шорт-лист конкурса новой драматургии «Ремарка-2017» и программу фестиваля WriteBox.
Виталий Королёв в драматургии появился неожиданно, до этого он работал в государственных структурах Беларуси. Свою первую пьесу «Участковые, или Преодолеваемое противодействие» он написал в 2014 году. Спектакль по этому тексту был включен в программу Международного форума театральных искусств ТЕАРТ-2015. Постановка «Опиум» по Королёву (2016) тоже была показана на форуме ТЕАРТ.
Его пьесы попадали в шорт-листы и становились победителями конкурсов «Ремарка», «Евразия», «Свободный театр». Произведения переведены на польский, английский и немецкий языки.
После читки пройдет дискуссия с участием кураторов проекта – Кристины Матвиенко и Александра Марченко.
15:00 – Павел Пряжко «Три дня в аду»
«Три дня в аду» стала сенсацией сразу нескольких драматургических конкурсов и была поставлена Дмитрием Волкостреловым в Театре Наций.
«Драматургия Пряжко отказывается от традиционного понимания героя и сюжета – из его текстов возникает, скорее, коллективный герой, нерефлексирующий, двигающийся по заданному шаблону. Перечисляя простые действия – поездку в автобусе, незначительные разговоры, разгон произвольного рынка, Пряжко рисует картину будничного ада с его бессмысленностью, серостью, привычными мыслями о ценах, продуктах, покупках. Среда, которую создали люди, становится могущественнее, чем сами люди», – пишет театральный критик Анна Банасюкевич.
Павел Пряжко – один из лидеров современной белорусской драматургии. Его пьесы становятся событиями на любом фестивале. Они переведены на польский, немецкий и финский языки и ставятся не только в России, но и по всей Европе.
Обладатель специального приза жюри Международного конкурса драматургов «Евразия», гран-при, II премии и спецприза международного конкурса современной драматургии «Свободный театр». Лауреат первой премии «Конкурса конкурсов» в рамках фестиваля «Золотая маска-2013» за пьесу «Три дня в аду».
После читки пройдет дискуссия с участием драматурга Павла Пряжко и кураторов проекта – Кристины Матвиенко и Александра Марченко.