К чёрту музеи! Узнавайте страну в ресторанах!
Надеюсь, что меня хватит на постов 5-7, а потом я успокоюсь. А пока наслаждаемся фуд-путешествиями.
Хельсинки — это про вкусную еду. Почему об этом все умалчивали — понятия не имею. Вкусно везде, но когда меня привели в это особенное место — я открыла для себя еду заново. Жизнь никогда уже не будет прежней!
Впервые я попала в ресторан высокой кухни - знаменитый Finnjävel. До его закрытия осталось меньше 230 дней. Именно поэтому мы направились туда — другой возможности может и не случиться.Finnjävel — это творческая площадка для двух шеф-поваров, у которых есть свои собственные рестораны. У Генри Алена есть его знаменитое Luxury bistro Muru, а ресторан Demo Томми Туоминена 9 лет подряд получает мишленовскую звезду. И вот эти два гения на основе простой финской классики создают шедевры. Что особенного? Только местные ингредиенты, старые рецепты, переосмысленные сегодня. Положение Финляндии между Россией и Швецией позволило местной кухне стать особенной, отличной от всей прочей северной Европы. Несмотря на то, что ресторан закрывается в следующем году, меню постоянно обновляется (в том числе проводятся limited edition ужины, выездные мероприятия в другие страны и прочие движения).
У нас был ужин-сет из 7 блюд (на самом деле из 10 с учётом 2 комплиментов от шефов и одного нашего дополнительного заказа - мой друг настоял и я не пожалела). И к нему сформирована винная карта. Нет, слово сформирована вообще здесь неуместно. Создавалось впечатление, что вино и блюда не подбиралось, а создавались друг под друга. Шеф-повара и сомелье сговорились, сделали из тебя рояль и при помощи своих блюд и напитков сыграли внутри тебя произведение вкуса. Какой к чёрту детокс и отказ от алкоголя когда рецепторам дарят такой гастрономический оргазм!
Перечисление всего меню может показаться слишком простым - местами это вот прямо вкус детства, как бабушка готовила. Но КАК в процессе раскрываются ваши рецепторы! И представляете как устроен мозг этих гениев гастрономии, которые не просто придумывают такие блюда, но и формирует последовательность подачи так, чтобы вы шли наверх по лестнице вкуса? Чтобы вы попробовали 9 блюд, и у вас не произошло смешения до степени непонимания. Подачи не перебивают друг друга, не такого, что что-то было слишком ярко или бледно и выбивалось из построенного вкусового ряда... Например, берёте картофель, готовите его 4 разными способами и собираете в одном блюде. И если первые три способа ещё более менее понятны (запечь, сделать воздушный мусс-пюре, сделать чипс), то последний будоражит меня до сих пор. Из картофеля вы создаёте тончайший прозрачный слайс, с виду похожий на пластинку карамели — знаете, на пирожных такие бывают. Только совсем тонкий, тоньше шёлка. И со вкусом картофеля. И всё вместе это потрясающе. С одной стороны, ты ешь только картофель. Но КАКОЙ!!! А ещё вам к этому картофелю подадут вино. И к следующему блюду тоже. И к следующему. А к десерту отдельно. В наших сетах была местная рыба и конина, сыры и ягоды, но я сама в шоке от того, что ярче всего в тот вечер подействовало на мои рецепторы.
Серединой сета является блюдо без винного сопровождения. Вам на двоих принесут свежеиспечённый хлеб, кусочек взбитого до воздушности сливочного масла, посыпанного солью, и нож. Всё. Инджой. От наслаждения простотой этого вкуса в какой-то момент хочется даже заплакать. Запах сена, детские воспоминания и ничего лишнего... Нет, это не лучший ресторан в мире. Для немного разбалованного, но пока ещё не чрезмерно искушённого человека это прекрасный первый шаг в мир высокой кухни. Я теперь иначе смотрю на посещение новых городов и стран. К чёрту музеи! Давайте для разнообразия развивать вкусовые рецепторы.
P.S. Не хочется смешивать прекрасную гастрономическую историю со скучными обязательными деталями, поэтому вывожу их в постскрипутм.
Интерьер. Знаете, я его не заметила. Нет никакой особенности и сложности убранства. Несколько оригинальных акцентов в не самых значимых местах. Например, сложносочинённые фотографии в коридоре, между залами. Или витрина с фирменной посудой перед лестницей. Зайдя в зал, где был наш столик, я даже поначалу слегка разочаровалась. Никак и ничто. Нейтральные, кажется, не совсем новые стены, очень и очень приглушённый свет, ни одной детали. А потом включается магия. За каждым столиком зажигается фонарь, направленный на бокалы - чтобы показать красоту напитков в них. Подача каждого блюда отточена. В такой нейтральной обстановке ты максимально концентрируешься на еде, чувства обостряются. Перечитываем заново текст о гастрономическом оргазме.
Посуда. Не повторяется ни на одно из блюд. Для некоторых тарелок в форме полусфер официанты выносят даже специальные держатели. В брендировании заведение практически ушло от обычных гравировок. Столовые приборы с резьбой символа ресторана - кончиком хвоста дьявола. Стаканы внутри по форме напоминают соски самой разной формы - надеюсь создатели не фантазировали, а поработали с десятками женских натур. Бокалы для вина подчёркнуто несовершенны: чаша идеальна, а ножки - ручной работы, неровные, не всегда гладкие, не найдёте ни одной идентичной. И это подкупает, восхищает, запоминается