Вместе мы можем сделать наш город красивым
За последние два года группа компаний «ЗенитЧерноземье» показала стремительный рост. О том, благодаря чему это удалось, PulsePIRME говорил с ее директором Владиславом Стиховиным.
Начиная с 2010 года, ГК «ЗенитЧерноземье» каждый год увеличивает объем производства практически вдвое: если когда‑то ее оборот составлял около 100 млн рублей, то сейчас он приблизился к 1 млрд. От производства обычной брусчатки компания пришла к европейским стандартам мощения и производству плитки с добавлением натуральных материалов (мрамора и гранита), а также начала выпускать сложные дорожные элементы.
В 2018 году «ЗенитЧерноземье» одной из первых в России и Европе произвела несъемные опалубочные системы для строительства Курской АЭС-2. Компании удалось быстро освоить эту новую для себя технологию, закупить соответствующее оборудование, которое поставляли частями из Германии, Италии и России, и успешно реализовать проект. «Для нас большая гордость, что после визита на завод Алексея Дерии, вице-президента по проектам в России ОА ИК «АСЭ», входящей в состав Госкорпорации «Росатом», эту задачу доверили именно нам», — отмечает Владислав Стиховин.
По итогам большой работы в 2021 году компания получила премию им. Вильгельма Столля «За реализацию значимого для региона проекта в сфере предпринимательства».
Воронеж на карте мира
Мы работаем на высококлассном европейском оборудовании, поэтому я чаще бываю за рубежом не в путешествиях, а на специализированных выставках. Естественно, активно следим за мировыми трендами в благоустройстве территорий и стараемся первыми привозить их в Воронеж.
Плюс смотрим, как развивается рынок в столице. Например, в Москве уже давно получил популярность некий современный стиль, для которого характерны серо-бело-черные тона, натуральные материалы и большие форматы тротуарной плитки.На европейских улицах можно увидеть то же самое — только к этому добавляются мелкие элементы из натурального камня.
Воронеж — мой родной город, и мне хочется, чтобы он тоже становился красивым и ухоженным, чтобы, гуляя, мы любовались им. Наша компания, со своей стороны, немало делает для этого. Еще в 2010 году мы начали активное сотрудничество с правительством города и благоустроили несколько объектов на проспекте Революции. За последние годы реализовали еще ряд купных объектов на улицах Чайковского, Студенческой и в сквере Куцыгина, а также в парках «Орленок», «Алые паруса», «Динамо», «Никитинский сквер» и, можно сказать, поддержали и развили тренд, который был задан администрацией города при работе над внешним обликом Советской площади.
Внешние изменения города
Если говорить о значимых изменениях, которые мы можем увидеть в оформлении улиц города, то в первую очередь, речь идет о применении для мощения плитки крупного формата, работа с которой оказалась новым для Воронежа опытом, поскольку она имеет свои особенности и требует высокой точности при производстве. При этом она выигрывает в эстетическом плане по сравнению с мелкими элементами, которые не дают такой фундаментальности.
Освоить технологию производства крупноформатной плитки нам позволило наличие на нашем заводе специального сверхточного немецкого оборудования. Оно требует использования идеального сырья — чистого и подобранного по размеру. Например, мы не просто добавляем песок, а двукратно промываем и просеиваем его. То же самое касается щебня — вы можете взять его в руки и не испачкаться. Такие технологи мало где встретишь. Но это важно, поскольку при мощении крупноформатной плиткой больших площадей даже при погрешности в полмиллиметра можно получить серьезные неточности, дефекты и кривизну.
Во-вторых, появились новые фактуры. Обычная плитка состоит из цемента, песка, различных добавок и бетонных красок, которые, как известно, очень тусклые. Наша компания начала применять новую технологию получения цвета — за счет использования натурального камня: белого и черного мрамора, который не выгорает и хорошо поддается чистке.
В-третьих, по заказу города мы стали производить пандусы — раньше в Воронеже их подобие рабочие формировали из плитки мини-формата, которая быстро выходила их строя. В Москве уже давно используют дорогостоящие пандусы из натурального гранита. Мы нашли альтернативное решение и начали отливать их из бетона, который используется для производства опалубочных систем для строительства АЭС. Это высокопрочная продукция, которая не только привлекательна с эстетической точки зрения, но и демонстрирует отличное соотношение цены и качества.
В-четвертых, мы занялись разработкой элементов мощения нового типа. Речь о водоотводах. Лотки устаревшего типа совершенно не приспособлены для людей с ограниченными возможностями, да и просто неудобны. По примеру Москвы мы разработали специальные водоотводы из сверхпрочного бетона с маленькими желобами в 25 мм. Они гораздо более удобны в эксплуатации и прекрасно вписываются в новую визуальную концепцию города — вы сможете увидеть результат нашей работы уже в этом году на проспекте Революции.
Вклад администрации города
Я рад, что в формировании внешнего облика города наконец‑то начали принимать участие не только архитекторы, но и дизайнеры. Ведь именно с дизайн-проекта должны начинаться любые работы.
И если раньше многое делалось без фантазии, то сейчас, благодаря инициативе администрации Воронежа и правительства Воронежской области, город действительно меняется в лучшую сторону.
Кроме того, именно благодаря стараниям этих людей наконец‑то выросло качество работ подрядчиков. Раньше я часто сталкивался с тем, что тот, кто выиграл тендер, при полном отсутствии контроля, начинал творить вакханалию и экономить буквально на всем, используя некачественную, несоответствующую ГОСТу продукцию. Сейчас, к счастью, это осталось в прошлом.
Мне хочется, чтобы со временем появился некий единый план развития города, который шаг за шагом мы сможем реализовывать совместными усилиями.
Вклад каждого из нас
Свою, пусть и небольшую, лепту в общее дело может внести каждый, потому что только вместе мы способны сделать наш город красивым. Хочу дать несколько простых советов хозяевам домов и коттеджей, которых с каждым годом строится все больше.
Многие люди стараются сэкономить на благоустройстве прилегающей территории. Но в целом, если сложить стоимость участка, строительных материалов, мебели и так далее, то цена плитки, будь она бюджетной или более высокого класса, составит мизерный процент от общей суммы.
Я хочу сказать о том, что на этом моменте нет смысла экономить. К такому же выводу мы пришли вместе с компанией «ДСК», с которой плотно сотрудничаем уже не первый год. Если раньше она закупала у нас бюджетную плитку, то теперь предпочитает дорогостоящие варианты. По сравнению со стоимостью тысяч квартир ее цена незначительна, но человек, выбирая жилье, обязательно обратит внимание на уютный аккуратный дворик и сделает выводы о качестве строительства в целом.
Еще одна моя рекомендация — не экономить на дизайнере, у которого есть опыт работы в этой сфере. Возможно, в Воронеже их пока что немного, но только профессионал сможет подсказать, как лучше оформить водоотводы, бордюры, поребрики, закругления и другие только на первый взгляд незначительные элементы, которые вместе работают на создание общей красивой картины.
Большие перспективы
После того как мы попробовали производить элементы с использованием натурального камня, стало ясно, что они очень востребованы. В прошлом году наш завод выпустили около 30 тыс. м² такой плитки, а с учетом роста спроса и тенденций в перспективе понадобится 100 или даже 200 тыс. м²! Скорее всего, мы сможем конкурировать даже с Москвой.
Но дело в том, что производство такой плитки отличается от стандартного: продукция требует специального «отстоя» и последующей поверхностной обработки. Пока что мы производим обработку в экспериментальном режиме на имеющихся мощностях, но уже запустили строительство нового цеха в Хохольском районе. К новому сезону планируем ввести его в эксплуатацию.
Кроме того, в 2022 году мы решили превратить свой небольшой филиал в Новой Усмани в полноценный и приобрели там еще одну площадку, на которой будем развивать производство дорожных элементов. Запуск запланирован на 2024 год.
Наконец, наша компания завершила работы в сквере «Электросигнальный» (пример частно-государственного партнерства) и намерена открыть в бизнес-центре собственный офис, в котором будет трудиться не только наша команда, но и штатный дизайнер, поиском которого мы сейчас активно занимаемся.
Правила бизнеса
Я не думаю, что у нашего успеха есть какой‑то сложный «секрет». Мы работаем по очень простым и понятным правилам. Во-первых, всегда исправляем свои ошибки, а во‑вторых, — никогда не обманываем заказчиков и партнеров.
Естественно, за все время нашей работы случались промахи и брак при производстве, ведь человеческий фактор никто не отенял. Но мы никогда не спорили и всегда возмещали заказчикам убытки за свой счет. Я считаю, что в таких ситуациях просто нет смысла упорствовать и доказывать, что белое — это черное. Ведь в первую очередь речь о нашей репутации, которой мы очень дорожим!
Еще одно негласное правило, которое мы используем в работе, — «принцип Форда». Мы взяли его за основу с первых дней существования компании. Он заключается в том, чтобы не жалеть денег на оплату труда. Зарплата работников заводов Генри Форда была в 2,5 раза выше, чем в среднем по Америке, и в ответ он ждал от них добросовестного выполнения своих обязанностей. Наша компания устроена также.
На сегодняшний день на наших предприятиях и в магазинах работает порядка 200 человек. Конечно, таких сотрудников, которые составляют костяк компании и на которых всегда можно рассчитывать, не так много, но эти люди действительно выкладываются по максимуму, и я чувствую их отношение к делу.