Вся жизнь – ТЕАТР
Блиц
Если бы вы могли в себе что-то изменить, что бы это было?
Ничего… (Немного подумав) только возраст.
Какая черта характера больше всего не нравится в себе и в других людях?
Мне все в себе не нравится. Но менять ничего не хотел бы. А людей трудно судить — все равно я их не изменю.
Какие качества в человеке цените больше всего?
Доброта, верность, надежность.
Вас может что-то вывести из равновесия?
Конечно, как любого нормального человека.
3 желания золотой рыбке.
К сожалению, я ее не поймал… А может, к счастью, не поймал.
Идеал женщины.
Моя жена.
Сначала он пел в этом театре, а потом возглавил его. Стены его кабинета украшены грамотами и наградами. Их много — навскидку около двадцати! «Да я на них особо не обращаю внимания (Игорь Михайлович махнул рукой в сторону многочисленных рамок с благодарностями), дома у меня их в 2 или в 3 раза больше. Я не тщеславный человек — к таким вещам отношусь очень спокойно. Мне гораздо приятнее просто услышать «спасибо». До сих пор бывает, что при встрече говорят: «Мы еще помним, как вы пели!». Самый большой комплимент для актера — благодарность зрителей. А для директора — благодарность сотрудников театра. Игорь Михайлович перестал петь только пять лет назад. Странно подумать, но если бы в детстве кто-то сказал ему, что он станет певцом в воронежском театре, он бы, вероятно, не поверил. Путь к этому был невероятно долгий. Одесса, послевоенные годы. Обыкновенная советская семья: папа — моряк, а мама — работник штаба округа. Потом переезд в Новосибирск. Там, когда Игорю было 5 лет, умер папа, а через три года умерла мама. И снова переезд — к тете в Краснодар. Там — музыкальная школа и музыкальное училище по классу фортепиано. Затем — армия в Москве, потом — ГИТИС, а после — оперный театр в Воронеже. Семья была музыкальная. Мама, уже когда работа-ла, поступила в консерваторию. Она не закончила ее из-за переезда в Новосибирск. Тетя сначала была певицей, а потом стала педагогом по вокалу. Дядя был хормейстером. В такой среде интерес к музыке не мог не появиться. «Я и с театрами познакомился довольно рано. Мое первое детское воспоминание — спектакль «Айболит» в Новосибирском оперном театре. Еще помню «Хованщину» М. Мусоргского. Уже в таком возрасте — мне было где-то 6 лет — я был потрясен и музыкой, и зрелищем, ведь Новосибирский оперный театр — это грандиозная сцена, большой зал и великолепные декорации. Еще был ТЮЗ. Я помню спектакль «Димка-невидимка». Тогда я четко осознал, что я должен быть в театре. А вот что стану певцом, я тогда еще не думал». Серьезно о карьере певца Игорь Михайлович задумался по воле случая. В музыкальном училище заболел студент вокального факультета, который должен был петь с эстрадно-симфоническим оркестром серенаду Дон Кихота и «Песню любви». Нужно было срочно выучить и исполнить, что и сделал Игорь Михайлович. И после выступления все как один говорили: «Это здорово! Тебе надо заниматься». Еще один «звоночек» был в армии, где будущий директор Воронежского театра оперы и балета участвовал в смотре художественной самодеятельности. В отличие от остальных ребят пел народные песни — эстрадные не любил. Молодой талант заметил начальник и буквально отвел его в ГИТИС со словами: «Сдавай экзамен». «Еще служа в армии, я поступил в ГИТИС. Мы с моим другом Владимиром Винокуром ходили на занятия в военной форме пару месяцев — нас отпустили из армии только 7 ноября. Его мама помогала нам сдавать экзамены — она педагог русского языка и литературы, готовила нас по этим предметам. Перед институтом у нас был небольшой скверик — там мы и занимались, она нас всегда встречала, провожала». Худрук этого набора Георгий Павлович Ансимов (позже он стал народным артистом Советского Союза) просто сказал про двоих друзей: «Мне нравятся ребята, я их хочу взять». И, наверное, он не пожалел, потому что потом в своем интервью каналу «Культура» (передача Almа Mаter о ГИТИСе) он говорил: «За этих троих ребят (третий — Евгений Поликанин) я могу поручиться — они могут петь и оперу, и оперетту — все». В студенческие годы Игорь Михайлович уже работал. У них с Владимиром Винокуром порой было по 8 концертов в день — особенно в такие праздники, как 7 ноября, Новый Год, 8 марта, 1 мая и День Победы. А уже после третьего курса их взяли солистами в театр оперетты. Стипендии в 28 рублей не всегда хватало. Приходилось и электриком подрабатывать, и вагоны разгружать, если нужны были деньги. Тогда не боялись и не чурались никакой работы — не было комплексов и ощущения, что тебе кто-то что-то должен. Жили под девизом: «Если ты сам не захочешь, ты ничего не получишь». «До сих пор помню, на что потратил первую зарплату — я ее получил еще мальчишкой, учась в школе и работая на сборе ягод в совхозе. Тогда были кеды модные и спортивный костюм. И еще купил себе рижский проигрыватель «Аккорд». Вот это моя первая зарплата. Я принес ее сначала тете с дядей, но они сказали: «Это твои деньги. Купи себе, что хочешь». Конечно, студенчество — это не только учеба и работа, но и множество курьезных случаев. Друзья Игорь и Владимир придумывали удивительные розыгрыши: и перекрывали под видом ремонта переход на Арбате — людей пускали в обход. И перекрывали улицу, говорили: «Отойдите, пожалуйста, там снег сбрасывают». Они и придумали, пожалуй, самый оригинальный способ пробраться в кинотеатр. Брали с собой приятеля, который притворялся их больным братом. Перед сеансом он как будто бы терялся, а Непомнящий с Винокуром просились в кинотеатр как будто бы его искать. Их пропускали, но выходить они не торопились — оставались на сеанс. В «Россию» тогда тяжело было попасть, очереди за билетами были огромные.
Воронеж Игорь Михайлович попал сразу после института. Раньше выпускники получали работу по направлениям. Но также можно было и провериться в любой театр по собственному желанию. Игорь Михайлович узнал, что в Воронеже не хватает мужских голосов, и, недолго раздумывая, приехал. Директору театра он очень понравился, и запрос на молодого певца в ГИТИС не заставил себя долго ждать. Однако первый успех Игорь Михайлович испытал не на воронежской сцене — а задолго до переезда. Он пел в оперетте «Девичий переполох», поставленной Георгием Павловичем Ансимовым. Состав был очень сильный — студент ГИТИСа выступал на одной сцене с такими большими артистами, как Герард Васильев, Татьяна Шмыга и Ольга Власова. «Когда выходишь и видишь громадный зал, и зрители принимают очень хорошо — это для студента ГИТИСа, который впервые вышел на такую большую сцену, уже успех. Я тогда очень волновался. Я вообще всегда волновался перед выступлениями — до своего последнего выхода на сцену. Когда люди говорят: «Да я не волнуюсь», — я не верю в это.
Даже когда просто говоришь на камеру или на диктофон, все равно переживаешь. А уж когда выходишь на сцену, и когда сидит оркестр и полный зал народу…Это уже потом, когда начинаешь работать, втягиваешься во все это и чувствуешь себя участником одного большого действия». Пусть говорят, что в творческом коллективе не обойтись без интриг, — Игорю Михайловичу повезло работать с хорошими людьми. По его признанию, он не испытывал особых трудностей в начале карьеры. Здесь свою роль сыграли и личные качества: трудоспособность, желание добиваться новых вершин, — и окружение. Игорь Михайлович всегда находил у людей отклик на все свои просьбы и пожелания. «Я не могу пожаловаться на жизнь. Трудно было, когда я лишился родителей. Конечно, всегда хотелось, чтобы мама и папа увидели все, чего я добился. Но всегда были люди, которые меня поддерживали, ведь для творческого человека это очень важно. Я мог бы сказать «спасибо» концертмейстеру нашего театра Нине Михайловне Кленовой, к сожалению, она уже умерла. Она мне очень помогла в становлении. Еще поддерживали дирижеры — если называть фамилии, это, наверное, полстраницы займет. Я много кому мог бы сказать «спасибо» — и педагогам своим, и Георгию Павловичу Ансимову, и покойному Петру Ивановичу Селиванову, и всему коллективу! У меня в театре так сложилось, что я был окружен добрыми и внимательными людьми. И даже когда выходил на сцену, я не видел зависти и злости. Я благодарен жизни, что у меня такой коллектив, что меня окружают такие люди. Я понял одно: когда к людям по-доброму относишься, они платят тебе добром». И конечно, главная поддержка — это забота супруги. С солисткой балета Ольгой Игорь Михайлович познакомился в 1974 году, когда приехал в Воронежский театр. После первых совместных гастролей артисты стали общаться гораздо чаще и уже через год поженились. «Я понял, что она моя судьба, когда заболел и попал в больницу. Я попросил кого-то купить кое-что, а передали это через нее. Она пришла ко мне, а потом стала навещать. И месяца через 2-3 я понял, что этот человек близок мне по духу и по всему тому, что должно сопутствовать в жизни. Наверное, с тех пор я и увлекся балетом (улыбается). Раньше я им не особо интересовался.
Помимо того, что мы работали вместе в театре, у нас было полное взаимопонимание и единомыслие. Все наши разговоры были о творчестве, а если появлялись какие-то новинки и в балете, и в опере, мы всегда это обсуждали. Это сближает людей и помогает им в жизни — когда люди разных профессий, наверное, сложнее. Мы с Ольгой всегда были вместе. И до сих пор вместе». После женитьбы, по словам Игоря Михайловича, появилось больше ответственности. Особенно когда родился сын. Это произошло, когда артист был на гастролях в Смоленске. Его отпустили только на 2 дня — взглянуть на Максима. А потом — обратно к работе «Я первый раз увидел его, когда ему дней 10 было. Он лежит, уже такими осмысленными глазами смотрит и пузыри пускает. Даже ни крика, ни писка — ничего. Он впоследствии не пошел по артистической профессии — наверное, с детских лет, грубо говоря, «наелся театром». Ведь бывало, что его, полуторагодовалого, оставляли в гримерке спать. И все детство он в театре провел — отбили охоту. У меня есть внук и внучка. Может, внучка будет артисткой, я не знаю». Несмотря на то, что работа для нашего героя всегда была превыше всего, об отдыхе он тоже не забывает. Говорит, что не будет самим собой, если хоть на недельку не вы-рвется на море. Эта любовь к морским курортам, наверное, с детства — отголоски жизни в Одессе. Причем в выборе курорта Игорь Михайлович патриот — заграничным пляжам предпочитает Черное море. Ведь, по его мнению, отдых — это когда ты спокоен, когда хорошо знаешь то место, куда приезжаешь. Поэтому семья Непомнящих уже давно облюбовала одно местечко на Кавказе — стараются возвращаться туда чаще. И это при том, что Игорь Михайлович уже почти везде был — и в Тихом океане плавал, и в Атлантическом, и в Средиземном море, и в Балтийском. А путешествий с экскурсиями и походами по музеям ему хватает и на гастролях. Но при этом Игорь Михайлович работает без выходных и, можно сказать, с ненормированным графиком.
«Я же перестал петь только 5 лет назад. А до того еще пел в спектаклях, уже работая директором. Ну какие тут могут быть выходные, когда и заниматься нужно, и в спектакле быть занятым? У меня насыщенный день — подъем, зарядка, душ, легкий завтрак, работа. Если успеваю, то обедаю, если нет — в конце рабочего дня и обед, и ужин — все вместе. А еще ведь надо почитать, посмотреть документы. Рабочий день у меня ненормированный, он может начинаться в 9 утра и заканчиваться в 12 ночи — это еще если мы не готовим премьеру. Например, когда мы ставили «Макбет», то аж до 3 часов ночи работали!».
С таким графиком почти не остается времени на другие занятия. Поэтому мало кто знает, что вне театра Игорь Михайлович страстный болельщик футбола. Раньше ходил на все матчи «Труда» и «Факела». С улыбкой вспоминает, как сам мальчишкой играл в футбол с соседскими ребятами на дворовой площадке. «Спортом все равно некогда заниматься. А еще у меня такая специальность, что здесь больше тренировок надо — нужно было и петь, и проводить спектакли, и репетировать. Театр — это и мой спорт, и моя жизнь, и мое все!»
«Трудно было лишиться родителей. Мне всегда хотелось, чтобы они увидели, ЧЕГО Я ДОБИЛСЯ»