«Школа не должна ограничивать возможности ребенка»
Какая она — школа будущего? Какие качества в современном мире особенно важно развивать у ребенка? Почему так необходимо давать ему свободу выбора? Эти и многие другие вопросы мы обсудили с Ириной Санниковой.
О жизненно важных навыках
Прогресс идет семимильными шагами, и те компетенции, которые были нужны еще вчера, сегодня могут оказаться бесполезны. Детям важно научиться жить в этих условиях и не испытывать стресс. В современном мире мало обладать блестящими академическими знаниями, ничуть не менее важно уметь выстраивать коммуникацию с людьми, адаптироваться в разных ситуациях, отстаивать свою точку зрения, разрабатывать стратегию достижения цели, иметь критическое мышление и развитый эмоциональный интеллект. Без этих soft skills база знаний человека обесценивается.
Работодатели ищут специалистов не только с красным дипломом, но и таких, которые умеют быстро мыслить, оперативно принимать решения и не боятся жестких условий. Я знаю немало случаев, когда в школе ребенок постоянно участвует и побеждает в олимпиадах, поступает по итогам ЕГЭ в престижный вуз и успешно оканчивает его, но затем, в силу того, что не умеет выгодно презентовать себя на собеседовании, выстроить общение с коллегами и грамотно донести свою точку зрения, он оказывается на более низких позициях, чем тот, кто такие навыки имеет.
Все эти качества лучше воспитывать в школе. Да, можно и во взрослом возрасте заниматься саморазвитием, но чем больше жизненно важных навыков будет у ребенка на выходе во взрослый мир, тем быстрее он достигнет хороших результатов в жизни. И если мы хотим, чтобы наши выпускники были успешными, школа должна учитывать те тенденции, которые существуют в обществе.
Что может сделать школа?
Я считаю, что в первую очередь школа не должна ограничивать возможности ребенка. Важно создавать условия для того, чтобы предложить ему как можно больше вариативности в плане реализации программы (не только занятия в рамках класса, но и выезды, социальные партнерства с организациями и так далее), чтобы он постоянно пробовал себя в разных сферах и видел, что происходит в обществе.
Детство — это именно то время, когда у человека есть возможность ошибаться без серьезных последствий для дальнейшей жизни. Именно поэтому я не поддерживаю идею узкопрофильных школ: это ограничивает развитие ребенка, делает его однобоким. Я против таких рамок. Ребенок обязательно должен попробовать себя и в математике, и в литературе, и в истории, и в других науках. Получить опыт, совершить ошибки, одержать победы и самостоятельно найти себя.
Во-вторых, в условиях, когда цифровизация проникает во все сферы нашей жизни, школа должна идти в ногу со временем и тоже использовать эти приемы в своем образовательном пространстве. Как минимум обучать детей разрабатывать продукты с использованием цифровых ресурсов, а также фильтровать и критически оценивать ту информацию, с которой они сталкиваются в интернете (поэтому в рамках урока важно всегда представлять разные позиции относительно одного и того же факта).
Наконец, как ни крути, школа должна еще и воспитывать в ребенке правильные ценности, нравственные и личностные качества. Посудите сами, в течение дня в ее стенах дети проводят большую часть времени (даже больше, чем дома!), а значит, на нее ложится серьезная ответственность за этот аспект развития маленького человека.
Что могут сделать родители?
Я думаю, что родителям стоит перестать контролировать детей в мелочах, навязывать им свои идеи и вписывать в жесткие рамки. Ведь ребенок может впустую потратить годы, осуществляя их несбывшиеся детские мечты и делая то, что никогда не пригодится ему в жизни.
Важно научиться доверять своим детям и понять, что гиперопека только мешает их развитию. Ребенку, который до 18 лет жил в тепличных условиях, оказывается сложно во взрослом мире, потому что он не умеет принимать решения самостоятельно. Ему приходится учиться жить заново, и порой на это уходит слишком много времени.
Вот почему не стоит, к примеру, постоянно помогать детям с уроками: чтобы у них формировалось понимание своей зоны ответственности. Да, конечно, они не рождаются осознанными и мотивированными — эти качества необходимо воспитывать как в семье, так и в школе, где обязательно должны быть наставники, которые смогут направить, помочь выстроить стратегию обучения и освоить тайм-менеджмент.
Школа будущего
В последнее время в обществе нарастает недовольство традиционной школой. Профессия учителя, как бы это грустно ни звучало, потеряла свою ценность: молодых педагогов единицы.
Думаю, что рано или поздно ситуация дойдет до предела, и произойдет какая‑то радикальная модернизация. На мой взгляд, частные школы сейчас протаптывают тропинки к школе будущего, потому что они первыми получают запрос от детей и родителей и пытаются создать условия для успешной его реализации.
Каких перемен ждать? Прежде всего, школа будущего — это та, которая учитывает индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка. Об этом писали еще советские педагоги и психологи Лев Выготский и Шалва Амонашвили. Но на практике, когда в классе учится 40‑50 человек, педагог просто физически не может соблюдать этот принцип.
Стоит посмотреть на то, как устроено школьное образование в Швейцарии и Финляндии, в Японии и Китае — в этих странах к компетенциям учителя предъявляются очень высокие требования, а персонализированный подход (когда для каждого ребенка составляется отдельный учебный план) реализован в полном объеме.
Российская школа пока еще продолжает равнять всех под одну гребенку. Но если мы наконец‑то начнем выстраивать обучающий процесс в соответствии со склонностями и индивидуальными особенностями ребенка, станет легче и учителям, и родителям, и самим детям, которых больше не придется заставлять учиться, потому что им будет интересно.
При этом я считаю, что необходимо также изменить подход к оценке знаний. Да, оценивать их необходимо, но не на этапе изучения и отработки материала — на этом этапе гораздо важнее, чтобы ребенок на каждом занятии получал от педагога качественную обратную связь. При таком условии у него будет мотивация подготовиться и провести беседу со своими одноклассниками и учителем, то есть на первый план выйдет образовательный результат, а не отметка.
Наконец, я думаю, что школа будущего станет более адаптивной к современной реальности. Скорее всего, она начнет предлагать различный спектр услуг в зависимости от запроса общества, а дети смогут учиться как очно, так и дистанционно.
Частная vs государственная школы
Я считаю, что нельзя противопоставлять эти два понятия. Все частные школы работают в рамках государственных образовательных стандартов, соблюдают требования и реализуют учебный план в полном объеме. Это такое же классическое образование, просто у частных школ гораздо больше финансовых возможностей для реализации требований. А выбирать частную или государственную школу — право каждого родителя.