Свободные формы танца
Лекции читает Екатерина Васенина, известный балетный критик, автор книг «Российский современный танец (М., «Запасный выход», 2005) и «Современный танец постсоветского пространства» (М., «Балет», 2013), специальный корреспондент отдела культуры «Новой газеты», автор журнала «Балет», куратор программы кинотанца России и стран СНГ, победитель конкурсов грантов в сфере искусствоведения и театрального искусства Союза театральных деятелей и Министерства печати и массовых коммуникаций (2013, 2014).
Свободными формами танца считается все, что находится за рамками классической хореографии: от всемирно известных постановок Дягилева до современных клубных танцев.
Свободные формы танца большую часть двадцатого века в нашей стране существовали полулегально, находясь под прессом тоталитарного государства. В то же время две вспышки их развития – в 10-30-е годы и в конце 80-х годов – дали мировому танцевальному искусству очень мощные творческие импульсы. Свободные формы танца как вид искусства до сих пор не включены в учебные программы, по ним недостаточно литературы и критических статей. Однако без понимания языка пластического самовыражения человека невозможно понимание окружающего мира в целом. Разговор про современный танец – один из самых актуальных в современном искусствоведении.
В программе курса – феномен зарождения и развития свободных форм танца в России и мире, истории Айседоры Дункан, Сергея Волконского, Марселя Марсо, Марты Грэм, Пины Бауш и других ключевых фигур в танцевальном искусстве последнего столетия, танец в контексте общей логики развития европейской культуры, особенности новых танцевальных практик – контактной импровизации, танцедвигательной терапии, медиаперформанса и пластического эксперимента.
Программа лекций.
Лекция 1. Свободные формы танца в России: генезис и специфика.
Феномен возникновения свободных форм танца, определенный самим ходом развития цивилизации и культуры. Танец от выражения эмоций дикарей, языческих обрядов фиксации событий земледельческого цикла, храмовых ритуалов поклонения божествам – к яркому выражению индивидуальности, торжеству персональности даже в составе группового танца. Осознанность и определяющая роль личностных качеств в свободных формах танца
Лекция 2. Американский танцмодерн. Марта Грэм.
Марта Грэм – ключевая фигура танца модерн как свободной формы танца. Формулирование законов движения, альтернативных классическому балету. Контракция и релиз, сжатие и расслабление - как с ними работать. Влияние на Грэм культурных процессов эстетики европейского экспрессионизма. Сущностный отбор выразительных средств в творчестве Марты Грэм.
Лекция 3. Танцедвигательная терапия.
Мэриан Чейз, Лилиан Эспенак, Труди Шуп, Мари Уайтхауз – профессиональные танцовщицы, хореографы и педагоги, представительницы танца модерн, связанные с рождением танцевальной терапии. Работа пионеров танцевальной терапии и ее направленность на осознание своего тела без напряжения. Отказ связанных с модернистским танцем исполнительниц от использования разного рода контракций в своих терапевтических практиках и сосредоточение внимания на изучении дыхания и телесного поведения.
Лекция 4. Рудольф фон Лабан. Пина Бауш. Саша Вальц. Немецкий танцтеатр.
Рудольф фон Лабан: причины и обстоятельства сотрудничества с Третьим рейхом, нуждавшемся в новой политике публичного тела. Его вклад в развитие пластического самовыражения. Пина Бауш – феномен Вупперталя. Материал ее спектакля не либретто, но человек, артист. Метод актерской импровизации как новая торная дорога современного танца. Тайна создания танцтеатра для людей. Саша Вальц как продолжатель идей экспрессивного немецкого танцтеатра в новые времена.
Лекция 5. Французский «новый танец» и американский постмодерн 1960-х.
Манифест Ивонн Райнер. Церковь «Джадсон». Начало танцевального перформанса. Феномен Мерса Канингхэма. Франция: связь появления «нового танца» с событиями 1968 года: танец одна из возможностей социального протеста. Стремительное распространение современного танца по всей Франции с начала 1970-х годов, децентрализация, укрепление крупных классических компаний и появление национальных хореографических центров.
Лекция 6. Контактная импровизация.
Закрепление контактной импровизации как формы танца в 1970-х годах американцем Стив Пэкстон. «Танец стремится к тому, чтобы люди стали инструментом хореографии. Хореография предполагает, что эти инструменты будут вести себя одинаково на каждом выступлении. Импровизация предполагает, что один и тот же инструмент будет вести себя каждый раз по-разному». Танцевальный перформанс: от Маринетти и Оскара Шлеммера до Яна Фабра и Алана Плателя: тело как только один из инструментов выразительности.
Лекция 7. Медиаперформанс, медиатело: новый опыт каждый день.
Цифровая запись движений и технологии motion capture как новый кинестетический опыт. Тело как самая главная технология, которую мы все еще не полностью умеем использовать и понимать.
Лекция 8. Российский современный танец, новейший период 1980-наши дни.
История, проблематика явления, точки развития жанра и проблемы образования.
Лекция 9. Современный танец постсоветского пространства.
Развитие пластического эксперимента в странах бывшего Советского Союза с начала 1990-х годов.
Лекция 10. Подведение итогов, ответы на вопросы.
Лекции сопровождаются видеопоказами отдельных спектаклей.
Начало лекций – 19:00 в рабочие дни, 15:00 в субботу. Воскресенье – выходной.