Как психологическая диагностика помогает в вопросах профессионального выбора
Неделю назад на одном из занятий со студентами 2-го курса профессионального колледжа заговорили о профессиях, призвании и о том, как ребята пришли в этот колледж. И на мое удивление никто из присутствующих учащихся не выразил мысль о том, что они обучаются реально интересующей их профессии. При этом, как выяснилось, никто не видит себя в выбранном направлении «Банковское дело» и «Бухучет». На вопрос, чем бы им было интересно заниматься, в ответах я услышала о таких профессиях как нейрохирург, геолог, следователь по уголовным делам и т.п.
Можно только предположить, какие возможны сценарии профессионального развития у этих ребят. Они сделали выбор неинтересной для них профессии, но которая «прокормит», по мнению их родителей.
Современная школа, реализуя профориентационное направление, акцент делает на профильное обучение, подготовку и сдачу ЕГЭ. Выбор профессии, колледжа, вуза и дальнейшее трудоустройство является самостоятельной задачей каждого подростка.
И снова возникает вопрос, как сделать выбор и не ошибиться, в том числе и родителям, которые предлагают ребенку обратить внимание на ту или иную профессию. Насколько объективно учитывают родители способности, мотивацию, направленность своих детей? Понимают ли на какие сильные стороны надо опираться, выбирая направление деятельности?
В любом случае, и подросткам, которые стоят перед выбором своего профессионального пути, и состоявшимся специалистам, я рекомендую современные методы изучения личности. Особенно актуальна сейчас психологическая диагностика. Она позволяет структурированно представить психологический портрет: черты характера, тип мышления, ведущую мотивацию, потребности, направленность, преобладающие стили межличностного поведения, эмоциональная устойчивость.
Как эти знания можно использовать в решении такого судьбоносного выбора? Все просто! Подбирая направление деятельности, профессию можно органично сочетать с личностными особенностям.
Так, по результатам личностного тестирования можно узнать, склонен ли человек к активному общению, взаимодействию с большим количеством людей или ему комфортнее выполнять индивидуальную работу. Он в большей степени исполнитель и человек процесса, или у него явные лидерские способности и ему ближе деятельность в проекте, команде. Видит ли себя человек в крупной компании, или ему конформнее в небольшой организации, а, может, он мечтает о собственном деле? В чем истинные интересы и потребности? К каким профессиям имеется предрасположенность, а в какие идти не стоит?
Помогая сделать профессиональный выбор, родителям важно учитывать множество факторов, но определяющим выступает, знание психологического портрета своего ребёнка.
По результатам такого тестирования человек получает консультацию и письменный отчет. В отчете представлен общий рисунок личности: черты его характера, тип мышления, ведущая мотивация, потребности, преобладающие стили межличностного поведения и т.д. Все это дает возможность определить ресурсное состояние и потенциал для достижения намеченных целей и решения ежедневных задач.
Понимание себя ребенку поможет не только с целью выбора «правильного» профессионального направления, но и пригодится непосредственно в ходе его профессионального становления.
Более того, современные компании все чаще обращают внимание при подборе персонала не только на профессиональные компетенции, но и на личностные. Это позволяет спрогнозировать успешность соискателя на той или иной позиции. Таким образом, первый опыт тестирования позволит сделать более осознанный профессиональный выбор, лучше понимать себя и быть готовым к последующим испытаниям.