Уроки труда
Каждый руководитель или собственник бизнеса знает перечень органов, которых следует опасаться и ожидать от них проблем (налоговая инспекция, Роспотребнадзор, полиция, прокуратура, МСЧ и т. п.) В зависимости от вида деятельности этот список меняется и имеет тенденцию к постоянному расширению.
Однако, мало кому из предпринимателей, кроме занятых в сфере опасных производств и технологий, известно, что с начала текущего года им придется активно столкнуться еще с одной структурой – Федеральной инспекцией по труду.
Дело в том, что с 01.01.2015 г. в Кодекс об административных правонарушениях введено несколько новых составов административных правонарушений, объединенных в новой редакции ст. 5.27 и вновь введенной ст. 5.27.1. КоАП РФ.
Эти правонарушения весьма разношерстны и многообразны - всего 10 составов, вместо двух ранее существовавших: от неправильного оформления трудоустройства работника, до не проведения аттестации рабочих мест и допуск работника к работе без проведения его обучения правилам техники безопасности.
Объединяет их все то, что рассмотрение административных дел по ним и наложение на работодателя санкций, кроме наиболее строгих, относится к компетенции Федеральной инспекции по труду, а сами эти санкции весьма и весьма суровы: за каждый выявленный случай для юридических лиц – штрафы в интервале от 30 до 130 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей – штрафы от 1 до 30 тыс. руб., для руководителей – штрафы от 1 до 30 тыс. руб., а за повторные нарушения – дисквалификация руководителя (отстранение его от должности) на срок до 3 лет, либо административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.
При этом, что характерно, готовыми правонарушителями по этим составам является подавляющее большинство наших предпринимателей и некоммерческих организаций, за исключением тех, кто ранее, исходя специфики своей деятельности, занимался проблемами обеспечения безопасности труда.
Проблема в том, что с учетом позиции наших правоприменителей, неважно кем вы являетесь - владельцем промышленного предприятия, строительной фирмы, или маленькой булочной, редакции СМИ, парикмахерской, торговой фирмы и т. п. – неважно, вы все равно обязаны: провести обучение, как минимум, руководителя или одного из сотрудников, который потом будет обучать остальных работников, в специализированном учебном заведении по программе техники безопасности и провести в уполномоченной трудовой инспекции организации аттестацию своих рабочих мест.
Убежден, что большинство наших работодателей не только до сих пор не сделали этого, но даже не подозревают о такой необходимости, будучи убежденными, что, если их рабочие места состоят из одной комнаты и двух персональных компьютеров, то все необходимые для них знания в области техники безопасности ограничиваются школьным курсом ОБЖ о недопустимости засовывания посторонних предметов в розетку или пролития жидкостей на клавиатуру.
Однако, вынужден огорчить, наш законодатель думает совершенно по-другому. При этом функция пополнения бюджета по этому направлению возложена именно на Федеральную инспекцию по труду, которая уже с января активно включилась в эту работу. Уже составлен график плановых проверок работодателей, который опубликован на сайте Генпрокуратуры и, не дожидаясь обучения работодателей новому порядку и их подготовки, с ходу инспекторы ФИТ начали накладывать штрафы, причем в максимальном размере, на работодателей и их руководителей. А что делать? Не знание закона не освобождает от ответственности за его нарушение, да и бюджет нужно пополнять
С одним из таких ситуаций нам пришлось столкнуться в нашей практике Одна организация в сфере рекламного бизнеса была проверена и по совокупности нарушений подвергнута вместе с ее руководителем подвергнута штрафу в размере нескольких сотен тысяч рублей.
С большим трудом при обжаловании постановлений Инспекции в суде удалось заменить данное наказание предупреждением. Однако, не всем может так повезти. Тем более что, по мере увеличения срока действия нововведений, лояльность наших юрисдикционных органов будет снижаться, а потребность в пополнении бюджета – увеличиваться.
Так, что, уважаемые работодатели, закупайте в свои офисы каски, резиновые перчатки, диэлектрические коврики и готовьте деньги на оплату обучения и проведения аттестации рабочих мест, ведь в кризис, как нам сказали, малый и средний бизнес трогать нельзя.