ЗНАНИЯ ИЛИ КОМПЕТЕНЦИИ?
На майских праздниках разговаривала с мамой девочки, которая проходила у меня профориентационное тестирование пару лет назад.
Девочка, назовем ее условно Катей, успешно в прошлом году поступила в Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова в Москве на бюджетное обучение.
Все были довольны, и Катя в том числе.
Если охарактеризовать нашу героиню в нескольких словах, то она ориентирована на мотивацию достижения, достаточно упорна в преследовании своих целей. При этом результаты тестирования показали возможные трудности адаптации в социальной среде. Катя чувствительна к средовым воздействиям (повышенная ранимость), впечатлительна и с выраженной тревожностью.
И вот приехав на майские праздники, наша героиня заявляет родителям, что не видит смысла в продолжение обучения! Она разочарована, это «не ее»! По мнению Кати, «нет смысла в образовании, сейчас важно развивать в себе компетенции, так как только это и требуется при трудоустройстве!» С ее слов, «зачем тратить время на никому не нужное образование?»
Родители в шоке! Но обратимся к предыстории. В школьные годы Катя не только успешно обучалась в физико-математическом классе (это во многом и определило выбор экономического вуза), но и параллельно пробовала себя в роли блогера, увлеченно продумывала сюжеты своих видеороликов, прописывала сценарии мастер-классов и т.п. Она занималась тем, что увлекало ее воображение, и мечтала стать режиссером! К сожалению, родители не относились серьезно к увлечению дочери.
Когда встал вопрос выбора вуза, конечно, рассматривалась профессия, которая «всегда прокормит», более практичная и понятная для родителей.
Итак, прошел год, и почему же Катя делает выводы, о том, что образование в престижном вузе ей ничего не дает и компетенции важнее, чем знания?
Вариантов ответа много. Это может быть и выбор, определенный родителями, и переоценивание своих способностей, и даже банальные проблемы адаптации.
Не осознавая истинные причины, Катя, опираясь на витающие мнения экспертов о роли образования и компетенций в современной жизни, именно так обосновывает свое решение родителям.
Я же, как психолог, понимаю, что перед Катей все еще открыт вопрос профессионального самоопределения и осознания своего выбора. Еще более важная задача и для родителей: услышать своего ребенка, понять ее истинные увлечения, интересы и помочь выстроить ее личную профессиональную траекторию. Ведь по настоящему побуждает к развитию компетенций интересная сфера деятельности, когда усиливается вес знаний и растет мотивация к овладению профессией.
И в следующей публикации предлагаю разговор о том, как мотивировать детей, поддерживать у них интерес, чтобы получаемые в учебном учреждении знания смогли стать базой для развития компетенций, о которых и говорила наша героиня.